Ирина Чуркина
Легоконструирование. Использование математического конструктора МО Ту Мэс как средства всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование математического конструктора Мо Ту Мэс как средства всестороннего развития дошкольников
Чуркина Ирина Сергеевна, воспитатель
МБОО ПГО «Талицкая
общеобразовательная школа»,
Пышминский ГО
С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа "Уральская инженерная школа". Вопрос необходимости возрождения уральской инженерной школы поднял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в программной статье «Сохраним опорный край Державы».
Темочки:
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Целью Программы является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учётом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импорт замещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.
По словам И. В. Аняновой, формирование инженерного мышления целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного. На этом этапе идеально подходит лего-технология, позволяющая интегрировать различные образовательные области. Лего-конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребенка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.
В своей работе я использую набор Мо Ту Мэс – это учебное пособие по решению математических задач и формированию понимания математических явлений. В Мо Ту Мэс кубики Лего являются инструментом решения детьми задач. Они помогают им понимать и представлять математические задачи. Хорошо знакомые кубики дают возможность детям связать абстрактные понятия с примерами из реальной жизни. Им легче понимать и запоминать, что они сделали и почему, если они выстраивают свое решение из кубиков и получают модель, на которую можно посмотреть, кубики Лего предполагают игровое обучение, мотивирующее детей изучать математику с удовольствием. Чтобы добиться большей вовлеченности детей в освоение математики, в процесс обучения вводится две мини фигурки, Маша и Миша. Эти два воображаемых друга сопровождают детей на протяжении всего процесса обучения. Они сталкиваются с различными математическими заданиями, а дети помогают найти решения. Когда дети берут в руки кубики они, получают инструмент, помогающий им восполнить пробел между физическим миром и его условным представлением. Они могут исследовать, познавать, делиться, а так же объяснять свои решения другим детям. Это помогает заполнить процесс и лучше понимать решение, поскольку им приходится объяснять свое решение другим детям.
Учебный курс рассчитан на 10 занятий. Занятия спланированы по темам: в каждой теме дети изучают математические навыки и содержание. Все занятия не являются взаимозависимыми. Можно использовать в предложенной форме либо выбирать занятия в удобном порядке или в соответствии с потребностями ребенка. Работая, таким образом, следует учитывать уровень подготовленности ребенка
К каждому занятию имеются указания по привязке целей занятия к образовательным областям, ключевые понятия, описание каждого занятия. К каждому занятию прилагаются рабочие листы с заданиями. В конце заданий есть раздел «индивидуальное задание», для тех детей, которые справились с заданием раньше. Это задания повышенной сложности. Навыки в решении математических задач с помощью Мо Ту Мэс формируются по следующим разделам:
• Цифры и работа с числами в пределах первого десятка
• Математические действия, алгебраическое мышление
• Геометрия и пространственное мышление
На занятиях дети работают как в парах, так и самостоятельно. Поэтому первая половина занятия рассчитана на коллективную работу, а другая на индивидуальную.
Занятие начинается с объяснения темы и вовлечение детей в обсуждение изучаемой темы и реальной жизнью. Далее читаю задание, отмечая важные понятия. Дети оценивают, какие элементы из указанных в верхней части листа можно использовать для решения. Затем они снимают крышку с коробки, находят нужные кубики. После чего дети работают самостоятельно или в парах. Как только вышло время, обсуждаем найденные решения и почему они выбрали именно тот или иной способ решения.
В рабочем плане заложено 9 разминок, которые познакомят детей с кубиками.
В процессе обучения использую такие педагогические приё мы:
1. Чтобы добиться большей вовлеченности детей в освоение математики в процесс обучения вводятся две мини фигурки Миша и Маша. Эти два воображаемых друга сопровождают детей на протяжении всего процесса обучения. Они сталкиваются с различными математическими заданиями, а дети помогают найти решения. • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Занятие начинается с объяснения темы по математике и вовлечения детей в обсуждение связей между изучаемой темой и реальной жизнью. Рассматривается картинка для установления взаимосвязей. Например: тема «Змейка». Миша и Маша пошли в зоопарк, в котором есть террариум с разными змеями. Одни длинные, другие короткие. Одни лежат на земле, а другие свисают с веток деревьев. У змей есть сходства и различия. Далее задаются вопросы для обсуждения в группе:
• Что видят Миша и Маша через математическую лупу?
• Сколько там змей?
• Какой длины самая короткая и самая длинная из змей?
• Как можно сравнить змей, которые выглядят по-разному?
2. Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность.
3. Сюжетно-ролевая игра. Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх. Используя другие конструкторы, строят зоопарк, куда помещают террариум со змеями.
4. Дидактическая игра. Такие упражнения как:
Назовите кубики
Назовите кубики и другие детали
Группировка и счет
Рассортируйте кубики и другие элементы по группам и сосчитайте их
количество в соответствующих отделениях лотка.
Опишите деталь
Расскажите о свойствах детали (например, сколько каждой из деталей в лотке). Какого она цвета? Сколько гвоздиков у детали?
Сборка за пять минут
Соберите понравившуюся вам модель за пять минут. Поставьте модель
в угол стола.
Сосчитайте кубики и гвоздики
Выберите указанное количество кубиков. Сосчитайте гвоздики. Сосчитайте количество кубиков.
Отделите, сгруппируйте и начертите диаграмму
Отделите все кубики размером 1х2. Сгруппируйте кубики по цвету и составьте столбчатую диаграмму.
Рассортируйте по размеру
Рассортируйте кубики по размеру.
Найдите и сосчитайте по цвету
Найдите пять салатовых кубиков. Сосчитайте гвоздики на кубиках.
Сложите два цвет
5. Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Все занятия предполагают работу по образцу; по модели; по условиям; по карточкам-схемам; по свободному замыслу.
Образовательная оценка помогает понять, чему научились дети. Применение этих инструментов для образовательной оценки демонстрирует знания детей, и помогает выявить области, которым следует уделить больше времени. Вопросы для рассматривания объединены в «Лист наблюдений». Это готовые к использованию задания по каждой теме, которые можно распечатать к применению в работе. Каждый лист предполагает возможность самостоятельно оценить знания. Используя эти листы, я пришла к выводу что дети:
• приобрели навык исследования, используя определенные объекты и картинки, целесообразные для решения задачи
• понимают взаимосвязь между математическими символами и значениями чисел в задаче, используя рассуждение о количественных величинах
• Умеют использовать объекты и картинки, чтобы обосновать свои ответы и доказать их правильность остальным
• Умеют использовать точную терминологию, связанную с выполнением ими математическими действиями, а также правильно описывать такие действия
• Проявляют упорство, аккуратность и понимание задач
• Проявляют такие математические навыки :
-упорство, аккуратность и понимание задач
- моделирование с помощью математики, а также выбор инструментов
- понимание задач и настойчивый поиск решения
- выбор подходящих инструментов и их стратегическое использование
В ходе занятий с использованием конструктора Лего, дети приобрели такие социальные навыки как умение моделировать поведение других людей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях.
Результаты диагностики показали, что повысились знания по ФЭМП по сравнению с теми годами, когда конструктор Лего не использовался на 25%.