Ирина Чуркина
Легоконструирование. Использование математического конструктора МО Ту Мэс как средства всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование математического конструктора Мо Ту Мэс как средства всестороннего развития дошкольников
Чуркина Ирина Сергеевна, воспитатель
МБОО ПГО «Талицкая
общеобразовательная школа»,
Пышминский ГО
Публикация «Легоконструирование, Использование математического конструктора МО Ту Мэс как средства всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа "Уральская инженерная школа". Вопрос необходимости возрождения уральской инженерной школы поднял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в программной статье «Сохраним опорный край Державы».
По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Целью Программы является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учётом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импорт замещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.
По словам И. В. Аняновой, формирование инженерного мышления целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного. На этом этапе идеально подходит лего-технология, позволяющая интегрировать различные образовательные области. Лего-конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребенка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.
В своей работе я использую набор Мо Ту Мэс – это учебное пособие по решению математических задач и формированию понимания математических явлений. В Мо Ту Мэс кубики Лего являются инструментом решения детьми задач. Они помогают им понимать и представлять математические задачи. Хорошо знакомые кубики дают возможность детям связать абстрактные понятия с примерами из реальной жизни. Им легче понимать и запоминать, что они сделали и почему, если они выстраивают свое решение из кубиков и получают модель, на которую можно посмотреть, кубики Лего предполагают игровое обучение, мотивирующее детей изучать математику с удовольствием. Чтобы добиться большей вовлеченности детей в освоение математики, в процесс обучения вводится две мини фигурки, Маша и Миша. Эти два воображаемых друга сопровождают детей на протяжении всего процесса обучения. Они сталкиваются с различными математическими заданиями, а дети помогают найти решения. Когда дети берут в руки кубики они, получают инструмент, помогающий им восполнить пробел между физическим миром и его условным представлением. Они могут исследовать, познавать, делиться, а так же объяснять свои решения другим детям. Это помогает заполнить процесс и лучше понимать решение, поскольку им приходится объяснять свое решение другим детям.
Учебный курс рассчитан на 10 занятий. Занятия спланированы по темам: в каждой теме дети изучают математические навыки и содержание. Все занятия не являются взаимозависимыми. Можно использовать в предложенной форме либо выбирать занятия в удобном порядке или в соответствии с потребностями ребенка. Работая, таким образом, следует учитывать уровень подготовленности ребенка
К каждому занятию имеются указания по привязке целей занятия к образовательным областям, ключевые понятия, описание каждого занятия. К каждому занятию прилагаются рабочие листы с заданиями. В конце заданий есть раздел «индивидуальное задание», для тех детей, которые справились с заданием раньше. Это задания повышенной сложности. Навыки в решении математических задач с помощью Мо Ту Мэс формируются по следующим разделам:
• Цифры и работа с числами в пределах первого десятка
• Математические действия, алгебраическое мышление
• Геометрия и пространственное мышление
На занятиях дети работают как в парах, так и самостоятельно. Поэтому первая половина занятия рассчитана на коллективную работу, а другая на индивидуальную.
Занятие начинается с объяснения темы и вовлечение детей в обсуждение изучаемой темы и реальной жизнью. Далее читаю задание, отмечая важные понятия. Дети оценивают, какие элементы из указанных в верхней части листа можно использовать для решения. Затем они снимают крышку с коробки, находят нужные кубики. После чего дети работают самостоятельно или в парах. Как только вышло время, обсуждаем найденные решения и почему они выбрали именно тот или иной способ решения.
В рабочем плане заложено 9 разминок, которые познакомят детей с кубиками.
В процессе обучения использую такие педагогические приё мы:
1. Чтобы добиться большей вовлеченности детей в освоение математики в процесс обучения вводятся две мини фигурки Миша и Маша. Эти два воображаемых друга сопровождают детей на протяжении всего процесса обучения. Они сталкиваются с различными математическими заданиями, а дети помогают найти решения. • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Занятие начинается с объяснения темы по математике и вовлечения детей в обсуждение связей между изучаемой темой и реальной жизнью. Рассматривается картинка для установления взаимосвязей. Например: тема «Змейка». Миша и Маша пошли в зоопарк, в котором есть террариум с разными змеями. Одни длинные, другие короткие. Одни лежат на земле, а другие свисают с веток деревьев. У змей есть сходства и различия. Далее задаются вопросы для обсуждения в группе:
• Что видят Миша и Маша через математическую лупу?
• Сколько там змей?
• Какой длины самая короткая и самая длинная из змей?
• Как можно сравнить змей, которые выглядят по-разному?
2. Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность.
3. Сюжетно-ролевая игра. Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх. Используя другие конструкторы, строят зоопарк, куда помещают террариум со змеями.
4. Дидактическая игра. Такие упражнения как:
Назовите кубики
Назовите кубики и другие детали
Группировка и счет
Рассортируйте кубики и другие элементы по группам и сосчитайте их
количество в соответствующих отделениях лотка.
Опишите деталь
Расскажите о свойствах детали (например, сколько каждой из деталей в лотке). Какого она цвета? Сколько гвоздиков у детали?
Сборка за пять минут
Соберите понравившуюся вам модель за пять минут. Поставьте модель
в угол стола.
Сосчитайте кубики и гвоздики
Выберите указанное количество кубиков. Сосчитайте гвоздики. Сосчитайте количество кубиков.
Отделите, сгруппируйте и начертите диаграмму
Отделите все кубики размером 1х2. Сгруппируйте кубики по цвету и составьте столбчатую диаграмму.
Рассортируйте по размеру
Рассортируйте кубики по размеру.
Найдите и сосчитайте по цвету
Найдите пять салатовых кубиков. Сосчитайте гвоздики на кубиках.
Сложите два цвет
5. Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Все занятия предполагают работу по образцу; по модели; по условиям; по карточкам-схемам; по свободному замыслу.
Образовательная оценка помогает понять, чему научились дети. Применение этих инструментов для образовательной оценки демонстрирует знания детей, и помогает выявить области, которым следует уделить больше времени. Вопросы для рассматривания объединены в «Лист наблюдений». Это готовые к использованию задания по каждой теме, которые можно распечатать к применению в работе. Каждый лист предполагает возможность самостоятельно оценить знания. Используя эти листы, я пришла к выводу что дети:
• приобрели навык исследования, используя определенные объекты и картинки, целесообразные для решения задачи
• понимают взаимосвязь между математическими символами и значениями чисел в задаче, используя рассуждение о количественных величинах
• Умеют использовать объекты и картинки, чтобы обосновать свои ответы и доказать их правильность остальным
• Умеют использовать точную терминологию, связанную с выполнением ими математическими действиями, а также правильно описывать такие действия
• Проявляют упорство, аккуратность и понимание задач
• Проявляют такие математические навыки :
-упорство, аккуратность и понимание задач
- моделирование с помощью математики, а также выбор инструментов
- понимание задач и настойчивый поиск решения
- выбор подходящих инструментов и их стратегическое использование
В ходе занятий с использованием конструктора Лего, дети приобрели такие социальные навыки как умение моделировать поведение других людей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях.
Результаты диагностики показали, что повысились знания по ФЭМП по сравнению с теми годами, когда конструктор Лего не использовался на 25%.