Клименко Анна
Культура родительства и семейные ценности в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура родительства и семейные ценности в современном мире»
Аннотация: в статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Представлены формы и виды деятельности с дошкольниками и родителями по воспитанию духовно-нравственной культуры.
Публикация «Культура родительства и семейные ценности в современном мире» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Ключевые слова: семейные ценности, семья, традиции, воспитание, взаимодействие.
Ориентированность на семейные ценности рассматривается немаловажной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей парадигмой для роста каждого индивида и играет значимую роль в государстве, воспитании нового поколения, поддержании устойчивости и функционирования общества.
Так как семья играет огромнейшую роль в современном обществе, то у каждого человека есть свое понятие семьи, которое усваивается с младенчества - это и отношения отца и матери, и отношения старшего поколения, а самое главное – микроклимат семьи, уют, комфорт родительского дома. Поэтому крайне важно с самого рождения, чтобы ребенок был окружен комфортом, добротой, уважением, любовью, взаимопониманием и удовольствием. Это неотъемлемая часть семейных ценностей, благоприятно влияющая на воспитание подрастающего поколения. Если в семье есть семейные традиции и семейные ценности, то в будущем ребенок будет строить свою семью через их внедрение. Семейные традиции - это прежде всего атмосфера дома и образ жизни, привычки каждого из членов семейного коллектива. Ребенок принимает взгляд родителей на мир. Они являются для него примером. У каждой семьи есть свои традиции: занятия спортом, летние загородные прогулки, воскресные гуляния всей семьей, совместные обеды, ужины, чаепития и т. д.
Тем не менее, сегодняшняя реальность обуславливается динамическими социокультурными изменениями, чаще всего не совсем позитивными, которые затрагивают семью, а также молодое поколение. Сегодня самоценности индивидуализма, например, взаимопомощь, благотворительность, альтруизм, сострадание к близким, которые считались ценнейшими в обществе и семье в былое время, все больше теряют свою индивидуальность. Взрослое поколение на своем примере показывает, что чаще учитываются базовые цели и интересы, которые часто не соответствуют семейным, желание верить только в себя, рассчитывать на личный успех, а иногда и откровенно эгоистичное и удовлетворяющее только собственные потребности.
В большинстве случаев каждодневное взаимодействие между родителями и ребенком ограничивается обсуждением того, что было на обеде, что было в классе, каково было его поведение. Но для ребенка очень важно внимание родителей, понимание его любви, прислушивание к его мнению.
В большинстве современных семей, где все связаны с работой, бытом, профессиональной карьерой, многие родители не хотят беспокоиться о том, что семейные ценности и традиции напрямую влияют на воспитание положительных качеств ребенка. У многих родителей есть мнение, что ребенку достаточно заботиться о своем здоровье, питании, одежде и создании условий для его развития. Но всего этого недостаточно для основы его будущей семейной жизни.
Всем известно, что обучение ребенка напрямую связано с воспитанием в семье. Поэтому-то взаимодействие с родителями играет громадную роль, так как для большинства родителей на данный момент важнее, чтобы малыш рос самодостаточной личностью, а послушание и почтение к близким родственникам перестали быть добродетелью.
Проблема сохранения семейных традиций становится релевантной и определяется огромнейшим вкладом семьи в становление и воспитание социально-нравственной культуры ребенка. Семейные традиции и взаимоотношения налагают отпечаток на структурирование нравственных качеств ребенка.
Становление семейных ценностей у детей может реализоваться во взаимодействии дошкольных образовательных организаций и семей, реализующих различные мероприятия, направленные на решение этой проблемы.
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования постулирует потребность структурирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках овладения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по становлению семейных ценностей, уважения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальны ценности, связанные с родством: значимость принадлежности к семье, значимость наличия близких и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Большинство семейных ценностей приблизительно одинаковы - любовь, рождение, вера, доверие, связи с предками и домом. Основная нравственная ценность семьи - это дети, родительский долг - это ответственность за воспитание в семье достойного человека, здорового физического и духовного уровня. Несмотря на то, что каждая культура имеет свою собственную шкалу ценностей, эти семейные ценности характерны практически для любой культуры. В то же время этнографы подчеркивают, что каждая национальная общность или этническая группа имеет свои традиции, которые формировались веками и были закреплены, в том числе и в семейных ценностях.
Таким образом, традиции семьи представляют собой богатейшую возможность для формирования системы ценностей у детей. Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей в настоящее время является приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания привязанности ребенка к родному дому, семье, вовлеченности ребенка в общение с родственниками, осознания о правилах, регулирующих отношения в семье, семейных традициях и обычаях.
Именно семья играет главную роль в формировании мировоззрения, моральных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно основываться на любви, опыте, традициях, личном примере с детства родственников и друзей. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в формировании его личности на разных возрастных этапах играет семья. Для ребенка семья - это среда, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Поэтому главной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных традиций, которую семья и семейные традиции играют в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка. Формирование ценностей - это процесс личностного воспитания и результат этого воспитания. Процессы формирования ценностных знаний начинаются в раннем детстве и продолжаются на протяжении всей жизни человека в процессе его социального развития.
Основной задачей педагога при организации взаимодействия с родителями является активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, придание ей целенаправленного, социально значимого характера. Взаимодействие всех учащихся в процессе обучения, положительные жизненные примеры и духовные ценности способствуют формированию личности. Большое социальное значение имеет целенаправленное взаимодействие с семьей и сохранение семейных традиций и ценностей.
Занимается воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, рекомендуется в работе:
- пробудить интерес детей и родителей к семье, ее истории;
- повысить роль семейных ценностей в формировании личности ребенка.
- вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, семейной историей;
- покажите детям важность семьи в жизни каждого человека. ;
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в различных видах деятельности;
- создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи с целью ознакомления дошкольников с миром семейных традиций;
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
В формировании семейных ценностей ведущим видом деятельности является игра. В работе воспитателя по формированию семейных ценностей можно использовать : психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т. д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных персонажах, их профессии и хобби. Решая совместно с родителями задачи формирования у детей ориентации на мир семьи, семейные ценности, в их работе могут быть использованы следующие виды деятельности:
- Презентации: "Полезное блюдо моей семьи", "Профессии моей семьи", "Как мы отдыхали летом"
- Семейные художественные и творческие проекты: "Семейный герб", "Семейное генеалогическое древо", "Самый счастливый день нашей семьи", "Мой ребенок с пеленок", "Маленькие открытия в моей большой семье"
- Мини–выставки семейных реликвий : "Старые часы все еще идут", "Рождественские игрушки наших мам и пап", "Секреты старого чердака"
- Выставки семейного творчества : "Моя мама -рукодельница", "Папа может все. ", "Чудеса для детей из ненужных вещей"
- Фотоколлажи: "Моя семья - будни и праздники", "Родственники, друзья, любимые. ", "Здоровый ребенок в здоровой семье"
Как правило, если не уделять должного внимания процессу формирования семейных ценностей, они становятся "неполноценными". Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности и беспокойства. Дошкольник в силу своего возраста уже способен давать определенную оценку себе и другим людям, характеру взаимоотношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение окружающих к себе. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому главной целью образовательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций является усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.
Формирование образа семьи у дошкольников наиболее эффективно осуществлялось совместными усилиями педагогов и родителей. Таким образом, важнейшим средством приобщения ребенка к ценностям семьи становится специальная воспитательная и воспитательная работа – проведение совместных мероприятий с родителями разной направленности, позволяющих сформировать в сознании детей культурно-исторический идеал семьи :
-оформление семейных альбомов и семейных видеороликов (с последующим просмотром в приемной групповой комнаты,
-оформление выставок и групповых газет: "Это моя семья", "По секрету от всего мира", "Весело играть вместе. ", "Семейный теремок", "Папа, мама, я умелая семья", "Семейные праздники";
-создание семейных музыкальных библиотек (с последующим ознакомлением в процессе совместного досуга детей и родителей).
Одним из направлений этой деятельности может быть проведение тематических консультаций для родителей, с целью дальнейшего вовлечения членов семьи в практическую работу: "Родословная - традиция русской культуры", "Как составить свою родословную", "Что в моем имени?", "Термины родства", "Создание семейного музея", "Домашний кинотеатр - с чего начать?".
Интересной формой работы с дошкольниками могут стать детско-родительские мероприятия, направленные на формирование элементарных представлений о семье. Например, в процессе составления семейных альбомов можно добавлять тематические фотовыставки и фотоконкурсы: "Мой ребенок", "Семейный портрет", "День семьи", "Воспоминания о лете", "Любимое блюдо моей семьи", "Спорт в моей семье", "Юный репортер". Дошкольникам можно предложить создание детско-родительских проектов по истории семьи: "Мое генеалогическое древо", "Древо моей семьи", "Образ моей семьи", "Эмблема моей семьи".
Совершенствование интересов семейных традиций и преданий может реализоваться на совещаниях детских и семейных клубов, которые позволяют детям рассматривать и узнавать что такое семейные фотоальбомы, памятные вещи, письма, хранящие память о семейном прошлом. Организация тематических зон семейного досуга также содействует укреплению в воспитанниках чувство любви и привязанности к близким и дорогим людям, позволяя им прививать гордость за свою семью. Для этого вместе с родителями и близкими дошкольникам людьми можно проводить игровые встречи: "Самые дорогие", "Я и моя семья", "Чудесные слова" и другие. В процессе этой деятельности важно пробудить интерес членов семьи к определенным традициям, стремление к их воссозданию в семье.
Счастливая и дружная семья – это тыл, который позволяет жить полноправной и самостоятельной жизнью, расти и совершенствоваться, восторгаться каждому дню. Ценности семьи и ее традиции необходимо растить, заботиться за ними и оберегать, ибо это лучшее, что у нас есть. Становление семейных ценностей – продолжительный и созидательный процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: конструирование ласковых и доверительных взаимоотношений, доверие и уважение, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброжелательность и заботливость, любовь и самообладание.
Список литературы:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80
3. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития(2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2007г.
4. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2007. – 265с.
5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.