Получи документы

Реализация комплексного подхода при обогащении словаря у старших дошкольников с ОНР

Елена Аслямова Петровна
Реализация комплексного подхода при обогащении словаря у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

ПРИ ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ)

Одной из важнейших особенностей речи детей с ОНР (III уровень) является расхождение в объёме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольник с ОНР (III уровень) понимает значение многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.

Публикация «Реализация комплексного подхода при обогащении словаря у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Сравнительный анализ развития лексического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Филичевой Т. Б., Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В, Нищевой Н. В. [1; 2; 3; 4]. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР (III уровень, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объёма пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Принципиально важным является мнение Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. о том, что коррекционная работа, особенно в случае недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребёнка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частого к общему. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы [5].

В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО (2014) под редакцией Н. В. Нищевой разработана «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет»., под редакцией Л. В. Лопатиной разработана «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» [1;4].

Комплексный подход, представленный в АООП для детей ТНР, обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация данного подхода предусматривает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей [6;7].

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план. «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» связаны с основным разделом и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического и нравственного воспитания [6].

Основной задачей развития лексического компонента речи является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Словарная работа должна быть направлена на дальнейшее развитие понимания обобщенного и переносного значения слов, их многозначности. В логопедических группах обогащением словаря занимается воспитатель.

Отбор лексического материала для логопедических занятий с детьми с ОНР (III уровень) производится логопедом с учетом недостаточного навыка словообразования, типичного для детей с общим недоразвитием речи; объема и характера словосочетаний, образуемых отобранными для изучения лексическими единицами, соотнесенностью с тематикой воспитательных занятий. Этим определяется, в первую очередь, предметно- смысловое содержание речи. Словарная работа тесно связана с практическим усвоением грамматических форм.

Необходимо выделить последовательность усвоения лексического компонента :

I. Обогащение словаря (занимается как воспитатель, так и логопед).

Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова : они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении. Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. В старшей группе детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности.

В старшей группе уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

II. Закрепление и уточнение словаря (занимаются как логопед, так и воспитатель).

Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные, отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные. Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения.

III. Активизация словаря (занимаются все специалисты, работающие в

логопедической группе).

Это важнейшая задача словарной работы в речевой группе. В процессе этой работы педагоги побуждают детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. В адаптированных примерных программах специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников с ОНР (III уровень) известную трудность [1;4].

Активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Все задачи словарной работы в коррекционной работе решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. В связи с этим, необходимо отметить особенности обогащения словарного запаса в коррекционно – развивающем процессе:

а). Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя при накоплении словарного запаса. Среди задач, решаемых воспитателем, одной из важных является задача расширения и активизации речевого запаса детей на основе интеграции образовательных областей.

б). Крайне важно, правильное распределение обязанностей между воспитателем и логопедом.

Логопед совместно с воспитателем составляют перспективный план и главной задачей для детей 5 - 6 лет является развитие и расширение словаря для формирования грамматического строя речи.

На этом возрастном этапе должна проводиться конкретная работа по расширению и уточнению словаря. Логопед начинает работу над каждой лексической темой с уточнения лексического значения слова. Материал, отработанный воспитателем на занятиях по образовательной области «Речевое развитие», по возможности сразу же включаются в логопедические занятия. Таким образом, работа по овладению детьми полным объемом предлагаемого материала проводится логопедом и воспитателем в постоянном взаимодействии.

в). Все виды работ проводятся логопедом и воспитателем параллельно, хотя излагаются они последовательно. При предварительном обсуждении с воспитателем темы и выбора различных видов занятий определяется их последовательность и на одно занятие планируется 2 – 3 задачи.

г). Речевой материал для проведения коррекционной работы всегда определяет логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря.

д). Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только обще дидактическим требованиям (доступность, наглядность, актуальность и др., но и специфически речевым; учитывается звуковой и морфологический состав слов, их слоговая структура, грамматическое значение.

Общеобразовательные занятия и режимные моменты позволяют воспитателю специальной группы успешно продолжить начатую логопедом работу по активизации в речи детей данного материала.

е). На занятиях по образовательной области «Речевое развитие», проводимых в соответствии с адаптированной программой в повседневной жизни воспитатель стремится создать базу для целенаправленной логопедической работы по овладению моделями словообразования.

Таким образом, воспитатель в ходе работы по усвоению адаптированной программы либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение.

Воспитатель всем содержанием своей работы в образовательных областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Социально – коммуникативное развитие» и «Физическое развитие», обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.

Логопед углубляет словарную работу, формирует у детей усвоение лексических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении. Таким образом, логопед и воспитатель должны работать в тесном контакте. С этой целью разрабатывается комплексный тематический план развития лексического компонента речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Для тематического планирования используется «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В Нищевой (2015, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина (логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития-2014) [4; 5].

Исходя из ФГОС ДО в комплексном тематическом планировании учитываются особые образовательные потребности детей с ТНР, специальные условия (дидактический игровой материал, проведение групповых и индивидуальных занятий [7].

В связи с этим в существующую программу для детей с общим недоразвитием речи вносятся изменения в соответствии нормам СанПиН.

Согласно требованиям перед воспитателем специальной группы стоят следующие задачи по развитию лексики:

- развитие словаря детей, необходимого для усвоения содержательных ориентиров образовательной области «Развитие речи»;

- закрепление и развитие навыков словообразования;

- закрепление навыков, полученных на логопедических занятиях.

Логопед же на занятиях по развитию лексико- грамматических средств языка организует планомерную работу по накоплению практических наблюдений над языковыми явлениями, знакомит детей с некоторыми приемами словообразования, использования их в речи.

Начинает работу в связи с программными темами воспитатель, он обеспечивает наиболее полноценное знакомство с понятием. В деятельности воспитателя речевая работа имеет подчинённый характер, тем не менее, она неукоснительно выполняется: воспитатель закрепляет материал логопедических занятий и создаёт базу для дальнейшей работы логопеда. Учитель- логопед углубляет эту работу, формируя у детей лексические обобщения путём специальных практических упражнений.

Тематика воспитательских занятий соотносится с целевыми ориентирами образовательных областей и коррекционными задачами специальной программы для детей с ОНР, а тематика логопедических занятий соответствует программе специальной коррекционной работе логопеда. Подобное планирование отражает взаимообусловленный и инклюзивный подход в работе логопеда и воспитателя [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Баряева Л. Б., Волосовец Т. В., Гаврилушкина О. П. и др. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. -СПб., 2014.- 445с.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] /Р. И. Лалаева. - Санкт-Петербург, «Союз», 2001.-150с.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева. - Москва, Просвещение,1999.-172с.

4. Нищева Н. В. Планирование коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. Детство – Пресс, 2015.-192с.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева. -Москва, Просвещение, 2008.-223с.

6. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – Москва, 1994.-210с.

7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст] / Письма и приказы Минобрнауки. – Москва. :ТЦ Сфера 2014.-96с.

© Аслямова Е. П., 2017

Публикации по теме:

«Путешествие в Необычный зоопарк». Конспект комплексного итогового музыкального занятия для старших дошкольников «ПУТЕШЕСТВИЕ В НЕОБЫЧНЫЙ ЗООПАРК» Комплексное итоговое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста На занятиях с детьми.

Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ Утверждение Федерального государственного стандарта в дошкольном образовании дало возможность воспитателю по-новому взглянуть не только.

Консультация для воспитателей «Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6–7 лет» Речь — мощное компенсаторное средство, помогающее сравнивать признаки предметов, актуализировать прошлые представления и создавать новые,.

Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Кудинова Елена Владимировна воспитатель, Десерт Элина.

Особенности словаря дошкольников Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Консультация «Реализация культурологического подхода» Тема: Реализация культурологического подхода при создании единого воспитательного пространства для разностороннего развития личности ребенка.

Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования каждому учителю необходимо обеспечивать новый вид образовательных.

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О. А. Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного.

Взаимодействие специалистов дошкольной организации в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу АВТОРЫ: А. А. МОТИНА, С. Г. ЕРМАКОВА, А. В. ГАНАЕВА. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация комплексного подхода при обогащении словаря у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 29 ноября 2019 в 14:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация комплексного подхода при обогащении словаря у старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аслямова Петровна (УИ 608302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД