Елена Аслямова Петровна
Реализация комплексного подхода при обогащении словаря у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
ПРИ ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ)
Одной из важнейших особенностей речи детей с ОНР (III уровень) является расхождение в объёме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольник с ОНР (III уровень) понимает значение многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.
Публикация «Реализация комплексного подхода при обогащении словаря у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Сравнительный анализ развития лексического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Филичевой Т. Б., Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В, Нищевой Н. В. [1; 2; 3; 4]. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР (III уровень, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объёма пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Принципиально важным является мнение Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. о том, что коррекционная работа, особенно в случае недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребёнка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частого к общему. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы [5].
В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО (2014) под редакцией Н. В. Нищевой разработана «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет»., под редакцией Л. В. Лопатиной разработана «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» [1;4].
Комплексный подход, представленный в АООП для детей ТНР, обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация данного подхода предусматривает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей [6;7].
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план. «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» связаны с основным разделом и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического и нравственного воспитания [6].
Основной задачей развития лексического компонента речи является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Словарная работа должна быть направлена на дальнейшее развитие понимания обобщенного и переносного значения слов, их многозначности. В логопедических группах обогащением словаря занимается воспитатель.
Отбор лексического материала для логопедических занятий с детьми с ОНР (III уровень) производится логопедом с учетом недостаточного навыка словообразования, типичного для детей с общим недоразвитием речи; объема и характера словосочетаний, образуемых отобранными для изучения лексическими единицами, соотнесенностью с тематикой воспитательных занятий. Этим определяется, в первую очередь, предметно- смысловое содержание речи. Словарная работа тесно связана с практическим усвоением грамматических форм.
Необходимо выделить последовательность усвоения лексического компонента :
I. Обогащение словаря (занимается как воспитатель, так и логопед).
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова : они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении. Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. В старшей группе детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности.
В старшей группе уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.
II. Закрепление и уточнение словаря (занимаются как логопед, так и воспитатель).
Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные, отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные. Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения.
III. Активизация словаря (занимаются все специалисты, работающие в
логопедической группе).
Это важнейшая задача словарной работы в речевой группе. В процессе этой работы педагоги побуждают детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. В адаптированных примерных программах специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников с ОНР (III уровень) известную трудность [1;4].
Активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
Все задачи словарной работы в коррекционной работе решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. В связи с этим, необходимо отметить особенности обогащения словарного запаса в коррекционно – развивающем процессе:
а). Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя при накоплении словарного запаса. Среди задач, решаемых воспитателем, одной из важных является задача расширения и активизации речевого запаса детей на основе интеграции образовательных областей.
б). Крайне важно, правильное распределение обязанностей между воспитателем и логопедом.
Логопед совместно с воспитателем составляют перспективный план и главной задачей для детей 5 - 6 лет является развитие и расширение словаря для формирования грамматического строя речи.
На этом возрастном этапе должна проводиться конкретная работа по расширению и уточнению словаря. Логопед начинает работу над каждой лексической темой с уточнения лексического значения слова. Материал, отработанный воспитателем на занятиях по образовательной области «Речевое развитие», по возможности сразу же включаются в логопедические занятия. Таким образом, работа по овладению детьми полным объемом предлагаемого материала проводится логопедом и воспитателем в постоянном взаимодействии.
в). Все виды работ проводятся логопедом и воспитателем параллельно, хотя излагаются они последовательно. При предварительном обсуждении с воспитателем темы и выбора различных видов занятий определяется их последовательность и на одно занятие планируется 2 – 3 задачи.
г). Речевой материал для проведения коррекционной работы всегда определяет логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря.
д). Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только обще дидактическим требованиям (доступность, наглядность, актуальность и др., но и специфически речевым; учитывается звуковой и морфологический состав слов, их слоговая структура, грамматическое значение.
Общеобразовательные занятия и режимные моменты позволяют воспитателю специальной группы успешно продолжить начатую логопедом работу по активизации в речи детей данного материала.
е). На занятиях по образовательной области «Речевое развитие», проводимых в соответствии с адаптированной программой в повседневной жизни воспитатель стремится создать базу для целенаправленной логопедической работы по овладению моделями словообразования.
Таким образом, воспитатель в ходе работы по усвоению адаптированной программы либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение.
Воспитатель всем содержанием своей работы в образовательных областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Социально – коммуникативное развитие» и «Физическое развитие», обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.
Логопед углубляет словарную работу, формирует у детей усвоение лексических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении. Таким образом, логопед и воспитатель должны работать в тесном контакте. С этой целью разрабатывается комплексный тематический план развития лексического компонента речи у дошкольников с ОНР (III уровень).
Для тематического планирования используется «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В Нищевой (2015, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина (логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития-2014) [4; 5].
Исходя из ФГОС ДО в комплексном тематическом планировании учитываются особые образовательные потребности детей с ТНР, специальные условия (дидактический игровой материал, проведение групповых и индивидуальных занятий [7].
В связи с этим в существующую программу для детей с общим недоразвитием речи вносятся изменения в соответствии нормам СанПиН.
Согласно требованиям перед воспитателем специальной группы стоят следующие задачи по развитию лексики:
- развитие словаря детей, необходимого для усвоения содержательных ориентиров образовательной области «Развитие речи»;
- закрепление и развитие навыков словообразования;
- закрепление навыков, полученных на логопедических занятиях.
Логопед же на занятиях по развитию лексико- грамматических средств языка организует планомерную работу по накоплению практических наблюдений над языковыми явлениями, знакомит детей с некоторыми приемами словообразования, использования их в речи.
Начинает работу в связи с программными темами воспитатель, он обеспечивает наиболее полноценное знакомство с понятием. В деятельности воспитателя речевая работа имеет подчинённый характер, тем не менее, она неукоснительно выполняется: воспитатель закрепляет материал логопедических занятий и создаёт базу для дальнейшей работы логопеда. Учитель- логопед углубляет эту работу, формируя у детей лексические обобщения путём специальных практических упражнений.
Тематика воспитательских занятий соотносится с целевыми ориентирами образовательных областей и коррекционными задачами специальной программы для детей с ОНР, а тематика логопедических занятий соответствует программе специальной коррекционной работе логопеда. Подобное планирование отражает взаимообусловленный и инклюзивный подход в работе логопеда и воспитателя [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Баряева Л. Б., Волосовец Т. В., Гаврилушкина О. П. и др. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. -СПб., 2014.- 445с.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] /Р. И. Лалаева. - Санкт-Петербург, «Союз», 2001.-150с.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева. - Москва, Просвещение,1999.-172с.
4. Нищева Н. В. Планирование коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. Детство – Пресс, 2015.-192с.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева. -Москва, Просвещение, 2008.-223с.
6. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – Москва, 1994.-210с.
7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст] / Письма и приказы Минобрнауки. – Москва. :ТЦ Сфера 2014.-96с.
© Аслямова Е. П., 2017