Людмила Плотникова
Консультация «Реализация культурологического подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Реализация культурологического подхода при создании единого
воспитательного пространства для разностороннего развития
личности ребенка в МБДОУ № 21 «Аленький цветочек»
Цель: раскрытие идейного (ценностного) содержания и культурную значимость русской народной культуры для дошкольников.
Задачи:
1. Знакомить детей с традициями родной культурой города, как важной частью духовной культуры народа родного города.
2. Дать общие знания о народных праздниках и обрядах родного города, района, области и Родины.
Публикация «Консультация „Реализация культурологического подхода“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
3. Раскрыть индивидуальные особенности народной художественной живописи (хохлома, городецк, гжель, полх-майдан, жостово) и народных промыслах (филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки)
4. Формировать у детей дошкольного возраста патриотические чувств привлекая народную культуру.
Материальная и духовная культура, созданная нашими предками, способствует формированию более конструктивной в социокультурном плане модели личности, так необходимой в современном мире. В последнее время в нашей культуре явно чувствуется упадок духовных ценностей и духовного развития.
Поэтому считаем, что внедрение в ДОУ элементов родной культуры села, района, области и Отечества является актуальным вопросом в настоящее время. Детям с раннего возраста нужно прививать народные традиции и народную культуру как источник материальных и духовных ценностей.
Прививать народные традиции – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, сказки, былины, традиционные народные праздники и обряды, знакомство с народным костюмом, художественной живописью и глиняной игрушкой. Все это – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства и переживания.
Новизна заключается в следующем:
1. Внедрение в дошкольное образовательное учреждение элементов русской народной культуры в соответствии с ФГОС и распространение знаний среди дошкольников посредством родителей и их семейных традиций.
2. Раскрытие перспективы внедрения родной культуры в ДОУ, путем ознакомления детей с народным бытом, промыслами и фольклором, как социально-коммуникативное развитие детей.
3. Внедрение плана мероприятий и нетрадиционных форм образовательной деятельности по ознакомлению детей с народной культурой через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что внедрение народной культуры в дошкольное учреждение позволяет расширить основную базу культурологической науки, способствующую выдвижению более обоснованных теоретических положений, а также формулированию научных обобщений и выводов, касающихся специфики русской культуры в целом.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов для внедрения и распространения народной культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт обращает внимание на духовно-нравственное воспитание детей в детском саду и в частности в образовательной области «познавательное развитие» говорится:
«Формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках»
Процесс воспитания — один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.
Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется.
Дети наиболее чувственны к миру культуры и миссия взрослых — сохранить эту эмоциональную откликаемость и доверчивость ребенка к нам, безболезненно и без страха ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры.
Культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, соответствовать особенностям и менталитету нации, бережно сохранять и передавать лучшие достижения культуры. Особенно важен культурологический подход, определяющий человека как духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к культурному творчеству и самовыражению себя в культуре.
Цель системы образования с позиции культурологического подхода – системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического наследия.
Перспективы развития культурологического образования позволят добиться повышения внутренней мотивации к самореализации в учебной и вне учебной деятельности как основы духовно-нравственного развития, поскольку требует осмысленного и ценностного отношения к процессу познания со стороны воспитанников и их педагогов.
Таким образом, культурологический подход образования позволит разработать оптимальную педагогическую модель развития личности молодого человека, которая позволит ему стать самостоятельным в сложном многообразном пространстве современного мира и будущей профессиональной деятельности.
Ценностная основа культуры воспитания – Человек: творец, духовно-
нравственная личность.
Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
Иоганн Генрих Песталоцци
Использованная литература:
1. Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье».
2. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005.
3. Мухина В. С. «Детская психология», М. : Просвещение, 1985.
4. Нищева Н. В. – СПб. : Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005.