Ирина Подлесная
Консультация для воспитателей «Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — мощное компенсаторное средство, помогающее сравнивать признаки предметов, актуализировать прошлые представления и создавать новые, способствовать расширению кругозора детей. Называя правильно предмет, ребенок зачастую не имеет четких представлений о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, верного употребления слов в речевой практике. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи штампов высказывания и затрудняют развитие познавательной деятельности дошкольника.
Публикация «Консультация для воспитателей „Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Для развития просодической стороны речи и эмоциональных проявлений детей педагогам будет интересна нетрадиционная форма проведения занятия — метод интервьюирования.
Этот метод позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия. При обучении диалогической речи в виде беседы происходит практическое усвоение вопросно - ответной формы, помогающее соотносить содержание фразы - высказывания с предметом и темой высказывания, а также овладевать простыми синтаксическими моделями фраз. Данный метод позволяет :
— развивать личностные качества детей;
— учить преодолевать скованность;
— быть активным и самостоятельным собеседником;
— развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
— вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
— устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время ее, а также аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания;
— овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Знание технологии общения обогащает детей жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств и готовит их к жизни в социуме. Только анализируя конкретные ситуации, активными участниками которых они были, дети могут воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.
Цель предлагаемых заданий — развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, делать графические зарисовки для себя, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом, — основные задачи, которые ставит перед собой педагог.
В зависимости от лексической темы условные знаки меняются, но не все.
В течение недели воспитатели и специалисты ДОУ (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) проводят работу по активизации и расширению словарного запаса детей по лексическим темам. К концу недели на занятии с использованием метода интервьюирования отрабатываются лексико-грамматические категории, связная речь, закрепляются знания, умения и навыки по теме.
Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в беседе, задания усложняются за счет введения рисунков, условных знаков : что сначала — что дальше — чем закончился диалог.
После усвоения последовательности ведения интервью по условным знакам работа усложняется: после предварительной беседы демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут интервью. При закреплении лексической темы очень важна четкая постановка вопросов, необходимых для ведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт ребенка уточняется, обогащаясь представлениями в ответах других сверстников, что в дальнейшем отражается на качестве его пересказа, рассказа.
Для успешного решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые приемы. Игровая мотивация речевой деятельности становится определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация — учебная. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему- то научиться.
В заключение следует отметить, что такое построение обучения не только намного облегчает труд воспитателя, но и во много раз увеличивает эффективность занятий за счет включения игрового приема и метода интервьюирования.