Ольга Селиванова
Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
О. А. Селиванова
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
г Новый Оскол.
Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности.
Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД, обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.
Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности» размещена в разделах
Б. Шоу сказал, что единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.
Что же подразумевает понятие деятельности? Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели (на результат).
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон)
Свою деятельность государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) осуществляет более 20 лет.
Обучающиеся воспитанники специальной общеобразовательной школы - интерната – это дети, обладающие гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники, самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. Для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Отмечаются нарушения эмоционально – волевой сферы, проявление примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности. Недостатки речи как орудия человеческого мышления, средства общения и регуляции деятельности наблюдаются у всех обучающихся.
Одной из ведущих задач учебно – воспитательного процесса в данном учреждении является создание коррекционно – развивающей среды, которая способствует формированию всесторонне развитой личности, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии каждого воспитанника, обеспечивает реализацию необходимых форм социального поведения, профессионально – трудового воспитания, благодаря которым ребенок с особенностями развития (интеллектуальной недостаточностью) живет, развивается, получает реальный опыт успешной социализации.
При организации воспитания в специальной школе-интернате системно-деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности : учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин, учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Проведенная работа по изучению семей учащихся показала – современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, дети не могут назвать имя, отчество прабабушек, прадедушек, плохо знают традиции и обычаи своего народа, не все ребята интересуются его героическим прошлым.
А ведь «… любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему …» (Д. С. Лихачев).
Наблюдения показали, что учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную работу в классе, сделав в ней акцент на гражданско-патриотическое воспитание.
Чтобы системно-деятельностный подход имел результат, всё это должно быть в системе, а значит, предполагает наличие у воспитателя некого разработанного комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию, опирающегося на краеведческий материал.
Комплекс мероприятий по краеведению призван систематизировать и углубить вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществляемого в урочной, внеклассной работе и внеурочной деятельности.
Цель: создать условия для духовно-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через изучение и сохранение истории, природы и культуры родного края.
Задачи:
• Воспитание у обучающихся любви к малой Родине.
• Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
• Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
• Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).
• Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
Нами была разработана система мероприятий по патриотическому воспитанию на основе краеведческого материала. В зависимости от формы мероприятий, которые планировались заранее c учетом индивидуальных и психологических особенностей обучающихся, выделены следующие разделы:
• «Живые страницы Нового Оскола». Посещение музеев – эта групповая форма внеклассной работы имеет уникальное коррекционное воздействие. Во время посещения музеев ребята ближе знакомятся с историей родного края, культурой, бытом односельчан. Результат посещения музеев – КТД, во время которых вместе с детьми оформляются буклеты о музеях, альбомы.
• «Свет малой родины». Встречи с интересными людьми города, района. Во время проведения встреч дети знакомятся с ветеранами войны и труда, участниками и очевидцами знаменательных событий, старожилами и знатоками родных мест, писателями, поэтами. После встреч вместе с детьми оформляются всевозможные выставки, изготавливаются самодельные книги, издаются школьные газеты.
• «Мой отчий край ни в чём неповторим». Экскурсии по городу, району, на предприятия, посещение красивых уголков природы, работы по благоустройству школьного двора, экологические десанты, физкультурно-оздоровительные мероприятия. И как результат – проведение бесед, викторин, КВН, вечеров, устных тематических журналов (общешкольного масштаба «Моя родина – Новый Оскол»).
Данная система мероприятий по патриотическому воспитанию на основе краеведения дала возможность каждому ученику эмоционально выразить свои впечатления, переживания, наблюдения, проявить себя непосредственно в участии и проведении школьных мероприятий. Не зря Александр Пятигорский сказал: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
Система мероприятий по патриотическому воспитанию
Раздел 1. «Живые страницы Нового Оскола»
Посещение музеев
1. Новооскольский краеведческий музей. Фотовыставка «Я и прошлое»
2. Музеи школ №2, №3, Прибрежной. Фотовыставка «Я и прошлое»
3. Музей I Конной Армии. КТД – оформление альбома «И I Конная путь боевой на этой земле начинала»
4. Холковские пещеры. КТД – оформление альбома «Холковские святыни»
5. Белгородский музей народной культуры. КТД – изготовление кукол в костюмах Белгородской губернии
6. Белгородский музей - диорама. КТД – оформление иллюстрированного альбома «Прохоровское сражение»
7. Прохоровское поле.
Раздел 2. «Свет малой Родины».
1.«Профессии наших родителей». Встречи с родителями учеников, занимающимися различными видами деятельности. КТД – составление генеалогического древа семьи.
2. «Для чего человеку надо трудиться» - встреча с людьми разных профессий. Выставки работ гостей.
3. «С чего начинается наш город?» - встречи со старожилами и знатоками родного Новооскольского края. Сбор исторического материала, подготовка к написанию школьной летописи
4. «Достопримечательности нашего района». Беседы с людьми, принимающими участие в благоустройстве города, его процветании. КТД «Мой город родной». Викторина «Памятные места Нового Оскола».
5. «Закон и порядок». Встречи с представителями закона и работниками других правовых организаций. Беседы. Просмотр фильмов о законе и порядке.
6. «Праздник для души и сердца». Встречи с поэтами, писателями, деятелями культуры – земляками-новооскольцами. Оформление школьных газет, книги-самоделки «Носики-курносики». Библиотечные чтения.
Раздел 3. «Мой отчий край ни в чём неповторим»
1. Прогулки-наблюдения в природу: сквер, парк, луг и т. д. Беседы «Русская берёза – символ Родины моей», «Родные, милые места».
2. Экскурсии на предприятия города и района. Беседы «Я б в рабочие пошёл…» и т. д. Оформление альбома «Предприятия нашего города».
3. Экологические десанты, субботники «Оскол – река народная», «Чистота вокруг нас», «Я люблю свой дом – наведу порядок в нём», «Наши лучшие соседи». Соревнования: «Лучший хозяин подворья», «Самый чистоплотный и аккуратный уголок родного края».
4. Физкультурно – оздоровительные мероприятия: «День здоровья», «Осенний кросс», «Весенний кросс», соревнования по лыжным видам спорта. Конкурс «Просторы Новоосколья для силы и здоровья», марафоны, соревнования на кубок Нового Оскола и выдающихся земляков-новооскольцев.
Итоговое мероприятие – устный тематический журнал «Древний, но юный Новый Оскол».
Литература
1. Грибкова Н. Б. Популяция краеведческих знаний как одно из направлений деятельности Новооскольской центральной детской библиотеки. // Библиотечное краеведение – детям Белогорья: Опыт. Новации. Эксперимент: Белгород. – 2005г. – с. 61-66.
2. Ивашкина Н. И. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. – 2007. - №7. – с. 29-35
3. Д. С. Лихачев. Экология культуры. Ж. Прошлое-будущему. М:Наука, 1985г
4. Петерсон Л. Г., Абдиллина Л. Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ. - 2013.-№ 2.