Ольга Волкова
Консультация «Как читать сказки детям»
▼ Скачать +Заказ
"Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им ещё больше сказок. “ — Альберт Эйнштейн
Что такое сказка? Почему много поколений знает, любит и передает своим детям русские народные сказки? Чем сказка может помочь в воспитании современных детей?
Публикация «Консультация „Как читать сказки детям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка, особый стиль передачи жизненно важной информации. Русские народные сказки - это уникальное сокровище, которое мы унаследовали от наших предков. Они оказывают огромное влияние на воспитание детей и формирование их мировоззрения.
русские народные сказки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Но умеем ли мы, взрослые (родители, воспитатели) читать детям сказки? Умеем ли донести главную мысль? Заставить ребенка думать и делать выводы. Если сказка прочитана правильно, то эффективность ее воздействия на ребенка гораздо выше. Что для этого надо?
1. Выбор сказки. Выбор сказки будет во многом определяться возрастом ребенка, уровнем мышления и развития, особенностями темперамента.
Дети первых двух лет не способны длительно фокусировать свое внимание на одном занятии, особенно таком спокойном, как чтение сказок. Поэтому лучше остановить свой выбор на коротких, простых и понятных историях: «Курочка Ряба», «Репка» и др. Однако не стоит ждать, что в этом возрасте ребенок поймет суть. Лучше сделать упор на соотнесение образа героя и картинки в книге.
Но чуть позже уже можно обратить внимание ребенка на мораль для него знакомой сказки. Например «Репка». Сказка учит детей важности сотрудничества и терпения, о том, что каждый человек, независимо от своего возраста и статуса, может внести свой вклад в общее дело. В этой сказке старик, бабка, внук и даже мышь и кот принимают участие в вытаскивании репки. Таким образом, дети узнают, что если каждый будет делать свою часть работы и помогать друг другу, то вместе можно достичь больших результатов. Наконец, сказка "Репка"говорит детям, что терпение - это важное качество, которое помогает достигать целей. В этой сказке герои вынуждены повторять одно и то же действие много раз, прежде чем им удастся вытащить репку. Это учит детей тому, что иногда нужно быть терпеливыми и не сдаваться при первой же неудаче. Для детей постарше подойдут более длинные и сложные по сюжету сказки. Чем взрослее ребенок, тем больше времени он способен концентрироваться на истории, представлять ее, фантазировать, придумывать собственную развязку.
2. Эмоциональное чтение. Читая детям сказку, акцентируйте внимание в нужных местах. Пусть ребенок прочувствует ситуацию и ваше отношение к ней, научится различать добро и зло. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, Перед тем, как прочитать ребенку финальную сцену, спросите у него, как на его взгляд должна закончиться сказка. Пусть малыш пофантазирует.
3. Вовлечение ребенка в процесс чтения. Ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Во время чтения сказки ведите диалог с детьми, интересуйтесь их мнением. Спросите хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша понравилась ли ему сказка и чем именно. Подобные беседы учат детей думать и анализировать чужие и собственные поступки.
4. Игра в сказку. Очень интересно и полезно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Это позволит акцентировать внимание ребенка на важных культурных ценностях, которые вы хотели донести.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания, способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные сказки. Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.