Галина Голикова
Статья «К экологическим знаниям через наблюдения»
▼ Скачать + Заказать документы
Бережное и уважительное отношение к природе – условия выживания человечества. Истина верна, хотя и набила оскомину. К сожалению, усилия тысяч людей – участников экономического движения, воспитателей, учителей, общественных деятелей по-прежнему не дают желаемого эффекта, а именно гармоничного взаимодействия с природой.
Наша задача - вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знания, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться её богатствами. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе проявлять заботу о ней нужно с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Публикация «Статья „К экологическим знаниям через наблюдения“» размещена в разделах
В младшем дошкольном возрасте я учу их этому в процессе наблюдений в природе и во все времена года, на участке во время прогулки в помещении, чтобы подвести к установлению связей между сезонными изменениями и трудом взрослых.
Укрепляю заботливое отношение к природе во время ухода за растениями и животными (поливать растения, протирать их листья, сажать лук, не обижать животных, заботиться о них и их детенышах и т. д.).
Но большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того чтобы малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать её. Сопереживать ей, учить видеть, прекрасное, когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звезды, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка.
Во время наблюдений за животным одним из первых задаю вопрос: «А что ест зайчик (корова, курица и т. д. ?», и мы обязательно угощаем «гостя». Если дети сразу не запомнили, что лошадка ест сено, это не так важно. Главное, что после еды она стала веселой, сильной и в благодарность даже покатала детей. Козочка резвилась, прыгала и играла с ребятами, а петушок сразу же запел свои веселые песни.
Всё, что связано с животными объектами, дает быстрый положительный результат. Как в познавательном, так и в нравственном и эмоциональном смысле. Но есть и сложности, и не достигнутые пока цели. Взять, к примеру, деревья и кустарники. Они, конечно, не могут урчать от удовольствия, чирикать или играть с ребятами, но если их не укрыть снегом они могут замерзнуть и погибнуть. Во время прогулки предлагаю забросать их снегом. Дети работают вместе со мной, но быстро переключаются: одни идут чистить дорожки, другие лепить снеговика, ведь это интереснее и главное - виден результат. А когда наступает весна, на ветках набухают почки и распускаются листочки, я напоминаю детям, как мы укрывали снегом деревья и кустарники, поэтому они сейчас такие красивые и машут нам своими листочками. Конечно, правильное отношение ребенка к животным или растениям само по себе не решает всех проблем воспитания, но, несомненно, общение с живой природой играют важную роль в становлении личности маленького человека.
По своему опыту работы знаю, что наблюдения во время прогулок дают положительные результаты. Заметно повышается уровень знаний о природе, особенно в весеннее время года, когда вся природа пробуждается, (солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи; узнают птиц, насекомых, различают деревья и кустарники, цветы, самостоятельно определяют состояние погоды и др.).Умеют малыши замечать красоту в природе, а во время прогулки в парк стараются не шуметь, так как знают, что могут навредить обитателям, нарушить их покой, зря не рвать цветы, не топтать траву, ходить осторожно по тропинкам, чтобы не наступить на жука или муравья. Наблюдения за природой проводятся не только во время прогулок. Они осуществляются разными методами и формами
Методы:
• Наглядные (картины, кинофильмы, с натуры);
• Практические (игра, труд, опыт);
• Словесные (рассказ, беседа, чтение художественных произведений).
Формы: знания, экскурсии, повседневная жизнь (игра на участке, труд в уголке природы и на участке).
Во время наблюдений ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувствительных впечатлений образует впервые годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний.
Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче, добрее, учит терпению и трудолюбию.
Любовь к природе великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее.