Тамара Поднозова
Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы
«Взаимодействие с семьей
по вопросам трудового воспитания и сотрудничества»
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Публикация «Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В настоящее время повышение результативности и качества деятельности невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового.
Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а также к положительному отношению труда взрослых. Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.
Целью моей работы было: активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.
Перед собой поставила следующие задачи:
1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.
Для выполнения поставленных задач мы, прежде всего, создали в группе необходимые условия для труда детей : дооборудовали трудовые уголки, силами родителей и воспитателей был оформлен «Огород на окне», приобретён и отремонтирован детский инвентарь для работы на участке. Все имеющее оборудование расположили с учетом санитарно- гигиенических требований, в удобном для детей месте.
Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. Остановлюсь на тех, которые оказались наиболее действенными.
Приглашаю родителей на родительские собрания, консультации. На протяжении учебного года постоянно оказываю практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советую, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливаю краткие методические рекомендации-памятки по трудовому воспитанию детей.
В уголках для родителей систематически помещаю информацию по проблеме трудового воспитания. Например, «Трудовое воспитание в семье», «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д. организуется в специальных помещениях. Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. Для этого мы проводим с детьми экскурсии в пищеблок, на прачку, в медицинский кабинет. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении, знакомится с разными видами сельскохозяйственного труда. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.
Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей : периодически организуем субботники по благоустройству участка детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц. В зимнее время родители помогают в расчистке участка от снега, строительстве горки и других снежных построек. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: помогают в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, в оснащении физкультурного и театрального уголков. Осенью и зимой были организованы выставки поделок «Золотые руки моей мамы» и «Зимняя сказка», где родители проявили большую выдумку и фантазию при изготовлении поделок. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.
Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Работая по теме, я много внимания уделяю вопросу формирования представлений у детей о людях разных профессий. Мною был разработан проект «Все профессии нужны, все профессии важны», в котором одна из приоритетных задач заключается в том, чтобы дать детям знания и представления о людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности. Научить ценить и уважать труд человека, возбудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, в ходе проекта дети знакомились с некоторыми профессиями своих родителей: врач, учитель, медсестра. А мама Вероники М. и Андрюши М. познакомили детей с профессией почтальона и продавца. Также родителями были представлены презентации «Мой папа полицейский» и «Моя профессия – корреспондент», где в простой и доступной форме было рассказано об этих профессиях. Вместе с детьми, мы побывали в кинотеатре, где мама Ромы В., показала нам оборудование, с помощью которого показывают фильмы. Была организована творческая мастерская по пошиву костюмов. С помощью родителей были сшиты и изготовлены костюмы почтальона, пожарного, продавца, повара, полицейского, маляра, строителя, которые дети продемонстрировали на развлечении «Все работы хороши – выбирай на вкус». Также при участии родителей мы оформили альбом Профессии моих родителей».
Организую мастер – классы родителей, которые не только рассказывают о своих профессиях, но и привлекают детей в том или ином действии, так как информация подается в привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде продукта деятельности, ускоряет процесс запоминания содержания, делает его осмысленным и долговременным. Мама Алёны З. работает в цветочном магазине- продавцом флористом. Она рассказала детям о своей профессии, показала, как правильно ухаживать за комнатными растениями и подарила нам цветок в уголок природы.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствуют сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Очень важно для нас, что и родители осознают значимость тесного взаимодействия со своим ребенком. Так как первый социальный опыт близкого общения со специалистами, профессионалами своего дела исходит от семьи.
В результате проделанной работы стала замечать у детей проявление большого интереса к миру профессий и потребности к непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с той или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём представлений, предусмотренный программой в разделе «Труд взрослых», воспринимали разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними. Дети с огромным удовольствием слушали сказки, рассказы, разгадывали загадки, разучивали стихи и пословицы о труде. Легко принимали участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий: почтальона, строителя, полицейского, библиотекаря, повара-кондитера, пожарного и др. При необходимости находили предметы-заместители и использовали их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр- драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но развивали свои творческие способности, способствовали положительному отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в жизни людей.
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно, уберёт игрушки, с которыми играл на своё место ( наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»). На собраниях, в беседах с воспитателями, многие родители рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Нами была организована фотовыставка «Мамины помощники», где родители запечатлели своих детей, выполняющих разные трудовые действия : кормление домашних питомцев, протирание пыли, стирка платочков, поливка цветов, мытьё посуды и т. д. Нам приятно, что у многих детей появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.