Евгения Медведева
Использование техники Эбру в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи является весьма острой и актуальной.
В настоящее время замечено увеличение роста числа детей с отклонением в речевом развитии, что приводит к активному поиску эффективных путей решения данной проблемы.
Ни для кого не секрет, что дети с тяжелыми нарушениями речи являются особой категорией. Из-за этого практически у всех детей слабо развита крупная и мелкая моторика, неустойчивый эмоциональный фон, у многих детей слабо развиты практически все основные психические процессы.
Известный факт, что арт-терапия в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
Публикация «Использование техники Эбру в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;
- облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями;
- дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
- создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
- оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
- существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
В своей работе с данной категорией детей мы используем нетрадиционную технику рисования Эбру. Эбру – терапия является одним из арт-терапевтических методов. Она предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктивных видах творчества. Используя цвет как средство передачи настроения, ребенок экспериментирует, создавая специальными красками на вязкой воде уникальные шедевры. Перетекая из одного в другой, цвета образуют узоры необычайной красоты. Эти работы помогают определить и выразить эмоционально - чувственное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации с окружающими людьми. В творческой деятельности с использованием техники Эбру у детей развивается мышление, мелкая моторика рук, зрительно - двигательная координация, самостоятельность, дисциплинированность, усидчивость, фантазия, эстетический вкус, умение сочетать цвета и формы, раскрывается творческий потенциал.
Вы спросите, зачем ребёнку рисовать красками на воде, когда есть карандаши, фломастеры, гуашь? В Эбру целителен сам процесс, дети воспринимают его, как настоящее волшебство. Оно успокаивает, завораживает, это безопасный способ снятия напряжения. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.
Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остаётся неопределённым. Название техники рисования на воде произошло от персидских слов “об” (вода) и “ру” (на) – "эбру", что значит "на воде". Всё же родиной Эбру принято считать Турцию.
В Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевеи. Краски – это специальные пигменты для Эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду, но краски не растворяются в воде.
Суть техники Эбру сводится к тому, что у жидкостей разная плотность: не растворяющиеся краски не тонут, а удерживаются на воде, создавая тонкую пленку. К тому же полученный отпечаток красочных узоров является уникальным и неповторимым.
Данная нетрадиционная техника рисования универсальна, так как оказывает:
• эффект на всех детей, и особенно на детей с ТНР, которые нуждаются в коррекции;
• целительное действие практически на все психические процессы ребенка;
• бережный и безопасный метод терапии.
Многие виды продуктивной деятельности направлены на развитие творческих и речевых навыков. А искусство Эбру не только развивает моторику, оно вызывает желание обсудить процесс создания картины, придумать сказку, которая опишет происходящие на воде превращения. Благодаря искусству Эбру, мы не только активизируем речь в процессе самого рисования, не только развиваем творческие способности детей, но и привлекаем детей к другим видам продуктивной деятельности, которые также направлены на развитие творческих и речевых навыков.
И главное, занимаясь творчеством – мы учимся говорить! Говорить о том, что мы нарисовали, что мы сделали своими руками, обсуждая каждый свой шедевр, хвалясь всем и каждому своим мастерством.