Маргарита Гусенкина
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях
у детей с ОВЗ
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией:
Слабое физическое здоровье, дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.
Публикация «Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями
- не поют, а говорят;
- не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
- плохо запоминают тексты песен, их названия;
- плохо запоминают названия музыкальных произведений;
- недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;
- затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Эти дети мало эмоциональны и не уверены в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Необходимо особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики.
Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего детства В. М. Бехтерев. [1] В своих работах посвященных этому периоду детства он писал о том, что именно период «раннего детства» является самым благотворным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Дети реагируют на музыку, звуки песни задолго до развития экспрессивной речи. Здесь играет роль не слово, а известный ритм. С возрастом на ребенка начинает действовать то или иное изменение высоты тонов, на одни мелодии ребенок реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие плачем. Еще позднее начинает влиять тембр, или музыкальная окраска так как, в это же время ребенок уже различает тон речи.
Научными исследованиями доказано, любой звук вызывает у человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.
Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (система ритмического воспитания Э. Жака
Далькроза, [Жак-Далькроз, 1913], эвритмия в Вальдорфской педагогике,
система элементарного музицирования Карла Орфа, [2], «Логопедическая ритмика»(1938) В. А. Гринер, Ю. А. Флоренская [3]
Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России
можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской
консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме.
При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания
ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного
возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный
слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность
движений [Жак-Далькроз, 1913].
Одной из самых интересных новаций XX века в сфере музыкального воспитания является музыкально-педагогическая концепция немецкого
композитора Карла Орфа, которая отражена в пятитомной антологии
«Шульверк. Музыка для детей» (1950–1954) [2].
Карл Орф, который создавал свою концепцию «Шульверк» -особую разновидность учебной игры-не только «для ребенка», сколько «исходя из ребенка» сформулировал идею о неразделимом единстве музыки и движения. Развитие навыков движения рассматривается К. Орфом не как самоцель, а как одно из средств музыкального и эмоционального совершенствования. Рассматривая роль движения в концепции К. Орфа, более узко необходимо сказать о его ведущей, основополагающей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу и всегда сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц головы, пальцев ног, гортани, грудной клетки и т. д.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического так и мелодического, считал К. Орф, стоит упражнение речевое. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.
По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. [Волкова, 1985].
Работая с детьми – логопатами, имеющими проблемы речевого развития, нами были отмечены нарушения движений, несформированность произвольных движений. Поэтому целью работы стало – преодоление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Музыка и движение –основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.
Работаем в тесном контакте с учителем – логопедом и другими специалистами. Основным документом в нашей работе является перспективный план, составленный по принципу концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы, и т. д.). На его основе продумывается содержание занятий, составляются календарные планы, с учетом возможностей детей. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
В зависимости от содержания проводим разнообразные типы занятий :
Тематические, сюжетные, комплексные, доминантные, интегрированные, где решаются задачи музыкального воспитания в сочетании с коррекционными.
Структура занятий :
- Ритмическая разминка (упражнения на ориентировку в пространстве).
- Музыкально – ритмические упражнения.
- Слушание музыки.
- Пение.
- Мимические упражнения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Пляска или хоровод.
- Игра.
- Упражнение на релаксацию.
Занятия, проводимые нами, разнообразны по видам музыкальной деятельности, построены на игре и на свойственной ребенку способности к подражанию.
Широко используем на занятиях методы, активизирующие детей. Например, систему упражнений и игр с пением и движениями, с пением и игрой на детских музыкальных инструментах, интересных для детей, оказывающих сильное воздействие на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Дети с удовольствием поют и обыгрывают такие песенки – картинки, как «Антошка», «Заяц белый», «Динь-дон» и другие из сборника О. С. Боромыковой «Коррекция речи и движения». Есть маленькие песенки, тексты которых вызывает у детей непреодолимое желание выразить его в движении. И они делают это самостоятельно, даже если не ставится такая задача. Предложенные упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движении. А создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Слушая музыку, ребенок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, яркий образ, воспринятый ребенком, закрепляется не только в памяти, но и в мышечном ощущении, происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, речедвигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, игру в оркестре, дидактические игры, способствующие развитию музыкальных способностей.
Речевой материал доступен в лексическом отношении, предварительно не выучивается.
Коррекционные логоритмические упражнения, которые мы проводим на занятиях, с одной стороны исправляют нарушение функции, с другой стороны – развивают функциональные системы ребенка (дыхание, голосовую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала) т. е. развивает речевую и функциональную систему и неречевые психические процессы.
Тенденции современного образования таковы, что важнейшим фактором при организации образовательного процесса становится создание условий, близких к естественным. В этом случае развивающая среда является более насыщенной, разнообразной, она является активизирующей и соответствует важнейшим образовательным ориентирам:
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими музыкальными пособиями, музыкально-дидактическим играми, музыкальными инструментами и игрушками, развивающими музыкальные способности и творческую активность, самостоятельность, что дает возможность в самовыражении.
При проведении занятий с использованием средств логоритмики используем следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия учитываем специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата [Волкова, 2003].
Решаем следующие логопедические задачи :
- Отрабатываем ритмическую структуру слова.
- Четкое произношение доступных по возрасту звуков.
- Проводим работу по уточнению, обогащению словаря.
- Формируем грамматические категории в процессе музыкально –
ритмических занятий с детьми – логопатами, имеющими речевые проблемы,
что способствует нормализации двигательной и речевой функций.
Таким образом, средства логоритмики, используемые на музыкально –
ритмических занятиях являются :
- способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим
телом (от простейшего движения к элементарному танцу);
- средством естественного творческого самовыражения ребенка в пространстве;
- одним из способов формирования навыков импровизирования.
Список литературы:
1 В. М Бехтерев Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства// Вестник воспитания. 1915. №6. с. 47-57.
2 Г. В. Лизунова «Шульверг» К. Орф и его национальные версии. с. 10
Актуальные проблемы высшего музыкального образования,
(Научно-аналитический и научно-образовательный журнал№1 2011г.)
3 Г. А. Волкова Логопедическая ритмика Москва «Просвещение» 1985г
4 Е. Н. Котышева Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями Творческий центр. СПб. Речь: М. Сфера,2010
5 О. С. Боромыкова Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением Детство-Пресс С. Петербург 1999г