Папки-передвижки

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях у детей с ОВЗ

Маргарита Гусенкина
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях

у детей с ОВЗ

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией:

Слабое физическое здоровье, дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

Публикация «Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях у детей с ОВЗ» размещена в разделах

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями

- не поют, а говорят;

- не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

- плохо запоминают тексты песен, их названия;

- плохо запоминают названия музыкальных произведений;

- недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;

- затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Эти дети мало эмоциональны и не уверены в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Необходимо особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики.

Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего детства В. М. Бехтерев. [1] В своих работах посвященных этому периоду детства он писал о том, что именно период «раннего детства» является самым благотворным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Дети реагируют на музыку, звуки песни задолго до развития экспрессивной речи. Здесь играет роль не слово, а известный ритм. С возрастом на ребенка начинает действовать то или иное изменение высоты тонов, на одни мелодии ребенок реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие плачем. Еще позднее начинает влиять тембр, или музыкальная окраска так как, в это же время ребенок уже различает тон речи.

Научными исследованиями доказано, любой звук вызывает у человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (система ритмического воспитания Э. Жака

Далькроза, [Жак-Далькроз, 1913], эвритмия в Вальдорфской педагогике,

система элементарного музицирования Карла Орфа, [2], «Логопедическая ритмика»(1938) В. А. Гринер, Ю. А. Флоренская [3]

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России

можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской

консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме.

При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания

ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного

возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный

слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность

движений [Жак-Далькроз, 1913].

Одной из самых интересных новаций XX века в сфере музыкального воспитания является музыкально-педагогическая концепция немецкого

композитора Карла Орфа, которая отражена в пятитомной антологии

«Шульверк. Музыка для детей» (1950–1954) [2].

Карл Орф, который создавал свою концепцию «Шульверк» -особую разновидность учебной игры-не только «для ребенка», сколько «исходя из ребенка» сформулировал идею о неразделимом единстве музыки и движения. Развитие навыков движения рассматривается К. Орфом не как самоцель, а как одно из средств музыкального и эмоционального совершенствования. Рассматривая роль движения в концепции К. Орфа, более узко необходимо сказать о его ведущей, основополагающей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу и всегда сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц головы, пальцев ног, гортани, грудной клетки и т. д.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического так и мелодического, считал К. Орф, стоит упражнение речевое. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. [Волкова, 1985].

Работая с детьми – логопатами, имеющими проблемы речевого развития, нами были отмечены нарушения движений, несформированность произвольных движений. Поэтому целью работы стало – преодоление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Музыка и движение –основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Работаем в тесном контакте с учителем – логопедом и другими специалистами. Основным документом в нашей работе является перспективный план, составленный по принципу концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы, и т. д.). На его основе продумывается содержание занятий, составляются календарные планы, с учетом возможностей детей. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.

В зависимости от содержания проводим разнообразные типы занятий :

Тематические, сюжетные, комплексные, доминантные, интегрированные, где решаются задачи музыкального воспитания в сочетании с коррекционными.

Структура занятий :

- Ритмическая разминка (упражнения на ориентировку в пространстве).

- Музыкально – ритмические упражнения.

- Слушание музыки.

- Пение.

- Мимические упражнения.

- Пальчиковая гимнастика.

- Пляска или хоровод.

- Игра.

- Упражнение на релаксацию.

Занятия, проводимые нами, разнообразны по видам музыкальной деятельности, построены на игре и на свойственной ребенку способности к подражанию.

Широко используем на занятиях методы, активизирующие детей. Например, систему упражнений и игр с пением и движениями, с пением и игрой на детских музыкальных инструментах, интересных для детей, оказывающих сильное воздействие на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Дети с удовольствием поют и обыгрывают такие песенки – картинки, как «Антошка», «Заяц белый», «Динь-дон» и другие из сборника О. С. Боромыковой «Коррекция речи и движения». Есть маленькие песенки, тексты которых вызывает у детей непреодолимое желание выразить его в движении. И они делают это самостоятельно, даже если не ставится такая задача. Предложенные упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движении. А создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Слушая музыку, ребенок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, яркий образ, воспринятый ребенком, закрепляется не только в памяти, но и в мышечном ощущении, происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, речедвигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, игру в оркестре, дидактические игры, способствующие развитию музыкальных способностей.

Речевой материал доступен в лексическом отношении, предварительно не выучивается.

Коррекционные логоритмические упражнения, которые мы проводим на занятиях, с одной стороны исправляют нарушение функции, с другой стороны – развивают функциональные системы ребенка (дыхание, голосовую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала) т. е. развивает речевую и функциональную систему и неречевые психические процессы.

Тенденции современного образования таковы, что важнейшим фактором при организации образовательного процесса становится создание условий, близких к естественным. В этом случае развивающая среда является более насыщенной, разнообразной, она является активизирующей и соответствует важнейшим образовательным ориентирам:

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

- насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими музыкальными пособиями, музыкально-дидактическим играми, музыкальными инструментами и игрушками, развивающими музыкальные способности и творческую активность, самостоятельность, что дает возможность в самовыражении.

При проведении занятий с использованием средств логоритмики используем следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия учитываем специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата [Волкова, 2003].

Решаем следующие логопедические задачи :

- Отрабатываем ритмическую структуру слова.

- Четкое произношение доступных по возрасту звуков.

- Проводим работу по уточнению, обогащению словаря.

- Формируем грамматические категории в процессе музыкально –

ритмических занятий с детьми – логопатами, имеющими речевые проблемы,

что способствует нормализации двигательной и речевой функций.

Таким образом, средства логоритмики, используемые на музыкально –

ритмических занятиях являются :

- способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим

телом (от простейшего движения к элементарному танцу);

- средством естественного творческого самовыражения ребенка в пространстве;

- одним из способов формирования навыков импровизирования.

Список литературы:

1 В. М Бехтерев Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства// Вестник воспитания. 1915. №6. с. 47-57.

2 Г. В. Лизунова «Шульверг» К. Орф и его национальные версии. с. 10

Актуальные проблемы высшего музыкального образования,

(Научно-аналитический и научно-образовательный журнал№1 2011г.)

3 Г. А. Волкова Логопедическая ритмика Москва «Просвещение» 1985г

4 Е. Н. Котышева Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями Творческий центр. СПб. Речь: М. Сфера,2010

5 О. С. Боромыкова Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением Детство-Пресс С. Петербург 1999г

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях у детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 14:13
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Гусенкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД