Тамара Куварина
Использование разнообразных форм и методов работы для формирования у дошкольников безопасного поведения в природе
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Здравствуйте, уважаемы коллеги. Позвольте представить вашему вниманию работу на тему: «Использование разнообразных форм и методов работы для формирования у дошкольников безопасного поведения в природе».
2 слайд
Актуальность:
Самое ценное в нашей жизни – дети.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых.
Публикация «Использование разнообразных форм и методов работы для формирования у дошкольников безопасного поведения в природе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения в природе, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать, в обществе стоят очень остро.
Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Именно актуальность этой проблемы позволила нам сформулировать тему нашей работы.
3 слайд
Цель работы –способствовать формированию у детей навыков безопасного поведения в природе.
В ходе нашей работы решали следующие задачи, они представлены на слайде.
-Закрепить знания основ правил безопасности;
-Воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;
-Воспитывать навыки личной безопасности;
- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с животными и насекомыми;
- Развивать познавательный интерес к миру природы, сочетая с ознакомлением с опасными растениями, ягодами, грибами;
- Воспитывать желание беречь и охранять природу
4 слайд
Для себя мы определили направления работы:
-Оптимизация форм, методов и приемов работы с детьми
-Создание развивающей предметно-пространственной среды
-Взаимодействие с родителями
Этапы работы:
-Знакомство с съедобными и несъедобными грибами
-Знакомство с съедобными ягодами и ядовитыми растениями
-Углубление знаний о правилах безопасного поведения в природе
5 слайд
На слайде представлена схема, на которой видно какие методы и приемы мы использовали в своей работе. Наиболее актуальные для нас были создания проблемных ситуаций, чтение художественной литературы и наблюдения в природе.
6 слайд
Также для себя мы определили по каким основным темам будем работать.
Октябрь- Ноябрь Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»; «Будем беречь природу и охранять»;
Декабрь- Январь-Февраль Тема: «Правила безопасного поведения на прогулке зимой»; Рассматривание картин из серии «Зимние забавы»
Март Тема:«Съедобные ягоды и ядовитые растения»; «Рисуем «портрет» природы»;
Апрель-Май Тема: «Осторожно – животные и насекомые!»;
7 слайд
А сейчас каждое направление мы рассмотрим более подробно. Первая тема, по которой мы работали это «Съедобные и несъедобные грибы».
Цель: способствовать накоплению знаний, что грибы бывают съедобные и несъедобные.
Сбор грибов- интересный и полезный вид досуга, развивающий любовь к родной природе. Однако хорошо знающих съедобные грибы «грамотных» грибников не так много, а всякая ошибка в этом деле чревата тяжелыми последствиями. Приобщая детей к «тихой охоте» за грибами, мы сообщали им элементарные сведения: как выглядит тот или иной гриб, как он называется, в каких местах предпочитает расти, как отличить съедобный гриб от ложного. Сначала мы проводили беседы: «Съедобные и несъедобные грибы». Играли в игру «Найди по описанию». Давали описательный рассказ (форма, окраска, важные особенности строения, а ребенок называет гриб или находит картинку с изображением соответствующего гриба.
8 слайд
С детьми проговариваем правила безопасности с грибами: при обнаружении гриба сообщить воспитателю, нельзя трогать руками, не пробовать, не нюхать.
9 слайд-10 слайд
Дальше мы изучали тему: «Будем беречь природу и охранять»
Цель: способствовать формированию знаний у детей, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
Важно познакомить детей с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. Объяснить ребенку, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения на природе, чтобы не нарушить эту взаимосвязь и не навредить животному и растительному миру.
Детям была предложена схема разных ситуаций «Что можно делать, а что нельзя делать в природе». Каждую ситуации мы вместе с детьми изучали. Если дети не знали почему это запрещено делать, то мы разъясняли к каким последствиям это может привести.
Были проведены ряд тематический бесед: «Правила поведения на природе»,
11 слайд-12 слайд
«Игры с ветками – опасно!». Была организованна трудовая деятельность на участке под лозунгом «Очищаем участок от веток». Беседа «Как правильно играть песком», где детям было рассказано, что песком кидать нельзя и к каким последствиям может привести, если песок попадет в глаза.
13 слайд-14 слайд
Далее более подробно мы работали над темой «Правила безопасного поведения на прогулке зимой».
Существует множество увлекательных и полезных игр и занятий детей в зимнее время года- катание с горки, катание на лыжах, игры в снежки и т. д. Но без должной организации прогулки и без присмотра за детьми зимние забавы могут оказаться травма и даже смертельно опасными для дошкольников. Было проведены беседы «Как вести себя на льду», «Катание на ледяных дорожках». Особое внимание мы уделили катание с снежных горок на ватрушках, так как очень нравится многим ребятам. Был проведен инструктаж: как правильно скатываться с горки, в каком положении (н-р: скатываться на животе, на спине, лежа, головой вперед-запрещено)
15 слайд-16 слайд
Детям были предложены проблемные ситуации, которые они обсуждали и оценивали (н-р, ты скатился с горки, на которой катаются еще много ребят, и остался полежать на снегу-отдохнуть. Что может произойти в этом случае).
Из данных ситуаций мы вместе с детьми сформулировали правила игры в снежки:
- снежки лучше лепить в варежках;
-нельзя целиться снежком в голову и лицо;
-нельзя кидаться обледенными снежками или кусками льда.
17 слайд
«Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Целью данной темы было: способствовать формированию умений различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.
Знакомя дошкольника с растениями, следует рассказать ему об отличительных особенностях этих растений, об их пользе для человека, о том, что многие растения являются лекарственными и человек давно использует их. Помимо лекарственных растений существуют ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться.
Следует обязательно показать ребенку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно, что мы и сделали при рассматривании альбомов: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения» и тематических бесед, просмотров презентаций.
18 слайд
Рисуем «портрет» природы-форма работы (занятие).
Целью занятия было: подведение промежуточных итогов; диагностировать у детей ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с съедобными и несъедобными грибами; представление о правилах поведения в природе.
Много есть опасностей, но природа наш друг и мы должны ее охранять. Дети рисовали «портрет» природы в идеале, образец. Кто-то акцентировал свое внимание на по проблеме загрязнения окружающей среды, а кто-то на опасных ситуациях (рисовали плакаты что нельзя делать на природе).
19 слайд
Наша дальнейшая работа на апрель изучение темы: «Осторожно – животные и насекомые!»
Цель: способствовать накоплению знаний, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.
Из рассказов взрослых о природе ребенок должен узнать, что растительный и животный мир таит в себе много необычного, а иногда и опасного.
Общение с домашними животными воспитывает в ребенке добрые чувства. Но несмотря на то что обычно кошки, собаки дружелюбны и послушны, весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться от агрессивных действий с их стороны, и главное заботиться и ухаживать за ними. Это касается и насекомых. Среди, казалось, бы крошечных и безобидных насекомых есть осы, шершни, оводы и т. д., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребенка от нежелательных последствий.
20 слайд
На слайде представлены внутригрупповые правила безопасного поведения, которые разъясняются детям и соблюдутся в нашей группе.
21 слайд
Также была организована работа с родителями. Были даны консультации, рекомендации, оформление родительского уголка памятками по теме. Совместно с родителями были изготовлены альбомы: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Красная книга».
22 слайд
Таким образом, мы можем подвести итог нашей работы:
Что у детей дошкольного возраста сформировалось представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и явлениях, которые встречаются в природе.
Наша работа имеет перспективы дальнейшего изучение, так как мы рассмотрели только одну сторону проблемы это- безопасность в природе.
И хотелось бы закончить наш доклад словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«От того как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
23 слайд
Спасибо за внимание!