СВЕТЛАНА ПРИЩЕПОВА
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
Составитель: воспитатель Прищепова Светлана Андреевна
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Мы не можем использовать приёмы передачи готовых знаний детям, излагать им сведения и истины. Сегодня особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Публикация «Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников» размещена в разделах
Как научить маленького ребёнка думать? Очевидно, что научить ребёнка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Дети дошкольного возраста исследователи сами по себе. Они хотят новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляют желание экспериментировать, самостоятельно ищут истину. Процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребёнка к активному поиску новых средств и способов решения задач (ТРИЗ) и открытию мира.
Задача педагога найти пути «обучения» детей, чтобы это обучение было проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы, основываясь на научных изысканиях, и при самостоятельном детском творческом поиске.
В нашей практике - это очень сложный вопрос, т. к. мы стремимся дать детям готовые решения, отвечаем и объясняем за них, зачастую не даём детям подумать и поискать решение.
Сегодня ставится вопрос о том, чтобы дети с помощью педагога сами находили правильные решения на поставленные проблемы.
Наблюдаются 3 уровня реализации исследовательского обучения:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику его решения. Само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.
Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (могут быть и коллективные пути решения).
Дети ставят проблему и решают её (высший уровень).
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоят из следующих этапов:
постановки, формирования проблемы;
выдвижения предложений и гипотез;
подведение итогов, вывод.
Для того, чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребёнка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельности детей, подведение итогов.
Деятельность ребёнка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведения итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приёмы решения проблемных ситуаций :
- система вопросов, переформулирование условия задачи;
наводящие задачи или задачи-подсказки;
цепочка наводящих вопросов;
готовый вариант решения.
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел, фигур и линий. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Показатели исследовательской активности детей:
- умение понять проблемную задачу и выдвинуть предположение о способах решения.
(подмена задачи материалом, замена задачи манипулированием);
- осуществление активного поиска с помощью комбинаторного перебора.
- проявление настойчивости в экспериментировании и достижении результата.
- интерес к следующим аналогичным видам деятельности (сохранение интереса).
В процессе решения проблемной задачи возможно :
только практическое решение;
- вместо комбинаторного решения предлагают другое решение;
выдвигают гипотезы вместе со взрослыми, а практический поиск осуществляют самостоятельно;
гипотезы не выдвигаются (действия случайные, правильные и неправильные);
гипотез нет, а дети совершают игровые действия.
Очень важно правильно найти форму организации детей:
экспериментирование;
игра-эксперимент;
опыты;
игровые ситуации;
проблемно-игровые ситуации и их варианты;
соединение игр (многовариантность);
игры - проекты (специально конструируются).
В своей практической деятельности всю работу с детьми организую, исходя из вышесказанного, т. е. ставлю перед детьми задачу и предлагаю найти решение. В моей практике общения с детьми звучат вопросы: «Как ты думаешь? Твои предположения? А как думает Вова? У нас есть несколько версий по одному и тому же вопросу, давайте разберёмся, что верно, а что нет или совершенно ошибочно. Ваши суждения по данному вопросу или проблеме?»
Детям нравиться рассуждать, они с удовольствием решают ту или иную проблему, высказывают своё мнение, не боятся ошибиться, т. к. понимают, что все высказывания будут приняты, и мы найдём истину.
Например: Как вы считаете, зачем нам нужен ноль?
Ответы детей: Ноль нам не нужен, он ничего не обозначает. Он ничего не значит, ничего нет. Если взять ноль конфет, то у меня ничего нет. А Алёна сказала, что если мы пишем 10, там есть ноль. Дети берут цифры и составляют число десять. Убеждаются, что ноль очень важен при написании чисел. Экспериментируем дальше: Я предлагаю мальчикам взять 0 предметов (игрушек, а девочкам показываю цифру десять и предлагаю взять 10 игрушек. Ребята убедились, что ноль очень значим в математике и в жизненных ситуациях.
При постановке проблемы дети более активны, у них вырабатывается умение находить выход из сложных ситуаций в повседневной жизни, в игре, в отношении с друзьями и взрослыми. Сам процесс познания превращается в игру, т. к. мы становимся исследователями, умниками и умницами, а иногда превращаемся в «первооткрывателей и учёных».
При использовании проблемного метода развития детей и экспериментирования в повседневной педагогической практике решаю одновременно несколько задач:
- развитие математических способностей;
- формирование умения мыслить логически и высказывать свои собственные суждения;
- развитие умения слушать и принимать суждения своих товарищей, а так же доказывать свои высказывания;
- воспитание коммуникации ребенка, его активной позиции, умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- огромные возможности для развития речи (диалог, доказательность, рассуждение, грамматика, обогащение лексики, построения предложений);
При организации и проведении НОД по формированию элементарных математических представлений, а также в процессе всей деятельности с детьми, стараюсь общаться так, чтобы ребёнок имел возможность думать, рассуждать, экспериментировать, пробовать, решать и доводить начатое до логического завершения. И это даёт свои результаты. Дети нашей группы умеют общаться со сверстниками и взрослыми, с интересом занимаются разнообразными видами деятельности в течение дня, понимают и принимают организованные формы работы, а также умеют организовать себя и группу детей на игру и совместную деятельность в группе и на прогулке. Отрадно и то, что у нас нет детей, с которыми бы никто не общался. У детей вырабатывается стойкий интерес к познанию и все без исключения в подготовительной группе с большим нетерпением ждут, когда станут школьниками. В беседах с родителями выясняется, что нашим выпускникам в первом классе легко учиться, т. к. они умеют работать со школьными принадлежностями, умеют рассуждать и имеют практические навыки в получении материала путем экспериментирования, манипулирования с разнообразными материалами в рамках своих возрастных особенностей.
Важную роль отвожу оснащению познавательно-развивающей среды совместно с родителями, в которой каждый ребёнок имеет возможность реализовать себя, свой интерес через практическую деятельность, где скрытое обучение идёт через действие, опыт, через решение проблемных ситуаций, через игру.
В маленькой лаборатории первые удивления детей, их опытническая проблемно-поисковая деятельность, где практическим путём дети добывают знания. Материал, способствующий развитию математических способностей детей, присутствует во всех играх. Ребё нок ежедневно выполняет разнообразные действия: сравнивает, упорядочивает, систематизирует, измеряет, манипулируя с простыми предметами окружающей среды. Именно эти действия ведут к развитию математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребёнок самостоятельно формирует математические понятия. Всегда в свободном пользовании групповая «математическая игротека», где дети по желанию, интересам играют в игры разной сложности: «Назови математический знак», «Маленький архитектор», «Танграм», «Сложи узор», «Кубики Никитина», «Рамки Монтессори», «Блоки Дьенеша» и др.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, требование современной действительности, я формирую и обогащаю объём развивающего материала по формированию математических представлений игровыми методами. Например: в сюжетной игре «Магазин» ребёнок пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты, взвешивает, считает деньги, пользуется кассой, измеряет ткань и ленточки и др.
В игре «Транспорт» ребёнок устанавливает маршруты и рейсы самолётов, автобусов и других машин, вычерчивает схемы дорог, ориентируется в пространстве, учится пользоваться светофором и переходами, усваивает правила дорожного движения.
Итак, игры и игровые ситуации, эксперименты и манипуляции, проблемные вопросы и создание проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми являются важным эффективным средством, способствующим овладению счетными умениями, элементарными математическими знаниями, необходимыми для дальнейшего умственного развития детей и подготовке их к успешному обучению в школе.
Литература:
Зак А., Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребёнку стать смышленым. - М. Д997Г.
Журнал «Дошкольное воспитание».
Михайлова З. А., Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. ,2004г.
Носова Е. А., Интеллектуальные игры и упражнения для дошкольников. - М., 1999г.
Петерсон Л. Г., Раз - ступенька, два- ступенька. - М., 2005г.
Соломенцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., 2003г.
Танникова Е. Б., Монтессори-группы в ДОУ. М. ;ТЦ Сфера,2007г.