Светлана Соколова
Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми с задержкой психического развития.
Соколова Светлана Алексеевна
квалификационная категория первая
учитель-дефектолог, учитель-логопед
Новикова Наталья Владимировна,
квалификационная категория высшая
воспитатель
Аннотация У детей с задержкой психического развития нет таких серьезных нарушений развития, как умственная отсталость, первичное недостаточное развитие речи, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Основные трудности, с которыми они сталкиваются, в основном связаны с адаптацией и образованием.
Публикация «Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У таких детей отмечается замедленный темп созревания психики. И если брать каждого ребенка по отдельности, то задержка психического развития у них будет проявляться по-разному и различаться как по времени, так и по степени проявления. Именно поэтому возникает необходимость использовать самые эффективные формы и методы работы, которые помогут детям с задержкой психического развития развить их познавательную деятельность, так и всех психических процессов.
Как всем известно, познавательная деятельность – это прежде всего сознательная деятельность, которая направлена на познание всей окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Очень невысокая познавательная активность у детей, имеющих задержку психического развития, может свидетельствовать о низком уровне их познавательной мотивации.
В нашей работе с детьми, имеющими задержку психического развития, мы стараемся использовать самые эффективные формы и методы, которые могли бы улучшить их психическое развитие.
У детей с задержкой психического развития очень низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо организовывать занятия так, чтобы сконцентрировать внимание детей на определенном задании или упражнении, делать его таким, чтобы оно было интересным и увлекательным. Очень часто в обычные занятия мы включаем счетные палочки Кюизенера, их применение разнообразно, их можно использовать как счетный материал, выкладывание узора, силуэта, в занятиях по конструированию.
Интеллектуальная нарушения у таких детей могут проявляться в том, что длинные и сложные инструкции им бывают недоступны, непонятны. И тогда необходимо разбивать задание на короткие части вопросов и спрашивать ребенка поэтапно, максимально четко и конкретно формулируя задание. Например, вместо того, чтобы попросить у ребенка «Составить рассказ по картинке» стоит сказать: «Посмотри на эту картинку или изображение. Скажи кто здесь нарисован? Что они делают?». Очень часто мы используем картинки-опоры, чтобы ребенок по-этапно мог составить рассказ по картине. Или же включаем в занятия мнемотаблицы.
Высокий уровень истощаемости у детей с задержкой психического развития может выражатся в виде утомления, так и чрезмерном возбуждении. Поэтому ни-когда не следует принуждать ребенка продолжать деятельность после того, как наступило утомление или перевозбуждение. Лучше всего использовать на занятиях разный вид деятельности, чередуя пассивную умственную нагрузку с двигательной игровой формой.
Все занятия должны строится по определенной постоянной схеме: в начале занятия обязательно беседа, которая создаст положительный настрой на занятие, затем проводиться гимнастика (можно с помощью Су-Джок терапии или различных других нетрадиционных видов, которая проводится не только с целью создания хорошего настроения, но и способствует улучшению мозгового кровообращения детей, повышает их энергичность и активность на протяжении всего занятия.
В основной части, нужно обязательно включать упражнения и задания, которые будут направленны преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса, и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые задания и упражнения очень разнообразны как по способам их выполнения, так и по материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, спортивными снарядами и многое другое).
В заключительной части – включаем продуктивную деятельность ребенка (ведь после проведения занятия нужен итоговый продукт) : рисование, аппликация, конструирование и т. д.
Также учитывая особенности развития детей с задержкой психического раз-вития, мы используем такие методы обучения, как информационно-коммуникационные технологии. Мы создаем интерактивные игры, презентации по пройденным темам, что повышает уровень усвоения детьми материала.
Развитие познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития возможно только при условии, когда ребенку интересно. И, заинтересовать его можно через игру, так как игра является ведущей деятельностью.
Поэтому мы также включаем в занятия игровую деятельность на базе конструктора ЛЕГО, такие игры благоприятно влияют на развитие речи детей, облег-чают усвоение ряда понятий, постановку звуков, создают гармонию в отношениях ребенка с окружающем миром.
Еще очень нравится нашим детям игры с песком или как принято называть «пескотерапия». Игры с песком – это естественная и доступная форма деятельности для каждого ребенка. Ведь ребенок очень часто не может или попросту не умеет выражать свои чувства, страхи, волнения словами и тут ему на помощь приходит игра с песком. Разыгрывая ситуации, которые беспокоят ребенка, используя фигурки, создавая из песка образ собственного мира, ребенок снимает эмоциональное напряжение.
Изучая множество инновационных технологий, мы также остановилась на применении в своей работе элементов литотерапии. Натолкнули нас на мысль о включении в коррекционно-развивающие занятия, как морских камешков, так и камешков Марблс, именно дети. Не раз мы замечали, как дети с увлечением игра-ли с камешками на прогулке, рассматривали их, собирали, выкладывали узоры.
Литотерапия в практике ДОУ - форма психолого- педагогического воздействия на детей посредством организации занятий с камнями или с использованием образа камней. Игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук; тактильную чувствительность, память, внимание, логическое мышление; использование камней способствует развитию речи и творческого воображения, обогащению словарного запаса; способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; развивают умение сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, упражняться в счёте; в экспериментах с камнями развивается наблюдательность, умение высказывать свои предположения; игры и игровые упражнения с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, помогают раскрепоститься, подвижным детям успокоиться.
Хочется отметить, что новом учебном году, после всех карантинов детям очень запала в душу Су-Джок терапия. И первым делом, когда они приходят в сад, спрашивают: «А мы будем заниматься с мячиками?». Проводя систематический массаж и разные игры с шариками «Су-Джок» позволяют:
- у детей с ЗПР нормализовать мышечный тонус;
- такие упражнения также активируют межполушарные связи
- стимулировать у детей речевые зоны коры головного мозга;
- развить у детей тактильную чувствительность;
- широко развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу детей.
Су-Джок терапию мы стали включать во все занятия, с помощью Су-Джок терапии мы проводим пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры – лабиринты, игры для развития фонематического слуха, также и для автоматизации звуков, развитие лексико-грамматических категорий, а также для развития памяти, внимания и мышления.
Использование элементов литотерапии и Су-Джок терапии в работе с деть-ми, имеющими задержку психического развития, помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее, а значит, делать их более результативными и качественными.
Применяя на практике элементы литотерапии и Су-Джок терапии, мы стали отмечать, что у детей стабилизируются психические процессы, снижается тревожность, развивается произвольное внимание, умение быстро переключаться с актив-ной деятельности на пассивную и наоборот. У детей возник интерес к творческо-речевой деятельности, значительно повысилась самооценка.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это, искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». На основании всего перечисленного можно сделать вывод, что происходит усвоение знаний гораздо проще и продуктивнее, если в учебном процессе используются игровые технологии. Дети намного меньше устают на занятиях, сближаются с педагогами, гораздо больше начинают ему доверять. А после занятий, которые вызывают у детей положительные эмоции они начинают чувствовать себя уверенно.