Майрам Давлетова
Использование активных методов обучения как условие развития сотрудничества, творчества, инициативности
Давлетова Майрам Сюгалиевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА, ТВОРЧЕСТВА, ИНИЦИАТИВНОСТИ, ИНДИВИЛУАЛИЗАЦИИ
Аннотация: В статье данное определение активным методам обучения. В статье раскрыта организация образовательной деятельности, которая использует активные методы обучения и захватывает несколько условий развития ребенка, и мы описали каждое условия развития (сотрудничество, инициативность, индивидуализация, творчество).
Публикация «Использование активных методов обучения как условие развития сотрудничества, творчества, инициативности» размещена в разделах
Ключевые слова: методы обучения, активные методы, обучающийся, сотрудничество, творчество, инициативность, индивидуализация.
Активные методы обучения (АМО) — метод обучения, что наблюдает у обучающегося продуктивность, творчество, деятельность. В этом метод обучения может входить дидактическая игра, анализ конкретной ситуации, решение проблемной задачи, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстная операция с разнообразными понятиями и др.
При использовании активных методов обучения, роль обучающегося изменяется, ребенок из послушного становиться активным в учебной деятельности. Новый образ обучающегося, дает развить активную личность, которая будет обладать всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Организация и процесс активного обучения стремятся во всестороннюю активность учебно-познавательной деятельности обучающегося. Активное обучение держит свой путь к средствам усовершенствования форм и методов обучения. А так же и к средствам совершенствования организации и управления образовательной деятельности в целом.
Организация образовательной деятельности, которая использует активные методы обучения и захватывает несколько условий развития ребенка, в этом список можно занести: сотрудничество, инициативность, индивидуализация, творчество.
Первое условие, мы в своей работе рассмотрим - развитие сотрудничества. Оно подразумевает под собой, развития доверительных отношений, взаимопомощи, взаимной отношения ребенка и взрослого, ребенка и ребенка. Также к этому условию можно отнести - развитие уважения, доверия к обучающему как к личности, давать возможность ребенку проявить самостоятельность, инициативу и индивидуальную ответственность за результат.
Таким качеством, как сотрудничество со сверстниками должен обладать каждый обучающийся, оно поможет сформировать всесторонние способности. Такие как строить взаимоотношение с партнером, понимать и принимать мнение чужого, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров, обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности, уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия [1].
Если рассматривать дошкольный возраст, то большой потенциал для достижения положительного результата в развитии личности ребенка обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество.
По мнению Римашевской Л. С. «основные характеристики формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста - единство цели, распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение, а также наличие позитивных межличностных отношений» [3].
Проанализировав психолого-педагогическую литературы, мы выявили, что современные ученые такие как К. Н. Поливанова и Г. А. Цукерман исследовали огромное преимущество в формировании навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста. Они выявили, что сотрудничество как условие развития в использование в АМО :
- увеличивает объем знаний;
- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
- затрачивается наименьшее количество времени на формирование знаний, умений и навыков;
- у детей трудностей возникает меньше, в то время когда применяются правила [6].
И. В. Маврина в своих работах писала, что «для развития навыков сотрудничества необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий для взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками навыков сотрудничества со сверстниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, где вступают в отношения сотрудничества, где происходит согласование и соподчинение действий» [2].
В работах Е. М. Фадеевой описывается, что «развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста представляет собой технологию сотрудничества. Она предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом – работа в парах и деятельность в микрогруппах. Ребенок должен понимать, чтобы успешно выполнить задание, нужно запланировать совместную деятельность, коллективное действие будущего продукта и это все взаимосвязано между собой и зависит друг от друга каждое действие, даже индивидуальная работа каждого члена из группы» [4].
Рассмотрим условия развития творчества в использование АМО. Чтобы развить творчество у детей необходимо для этого определенные знания, навыки и способности. Всем этим они самостоятельно не овладеют, нужна помощь взрослого. Творческое развитие ребенка выделяет главный фактор - создать условие, способствующие развить их творческие способности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы выделили несколько главных условий успешного развития творческих способностей обучающихся. Над этими условиями работали такие авторы, как Дж. Смита Б. Н. Никитин, и Л. Кэрролла.
Первым условием выступает - раннее физическое развитие ребенка. К нему можно отнести физические занятия, такие как раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. После всего этого идет чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Второе условие – создать для обучающегося благоприятную обстановку. Это условие одно из важных в развитие творческих способностей ребенка. Продумать заранее и окружить ребенка любовью, теплотой, заботой, уютом возле него должна быть такая среда и такое отношение, что стимулировало бы его на самую разнообразную творческую работу. Установив, перед обучающимся такую обстановку, доброжелательную атмосферу можно и требовать от него результаты работы.
Следующее условие определили авторы, как эффективность развитие творческих способностей. В этом условием во главе стоит сам характер творческого процесса и он же требует максимальное вложение сил.
Познавательный процесс у ребенка работает очень активно, но опыт взрослого ему передать очень сложно и он соответственно не может воспользоваться многим материалом. Потому что в этом возрасте ребенку мало что объяснишь, точнее он не все поймет, а главное понять нужно правильно. Для этого обучающегося нужно заставлять работать самостоятельно, больше заниматься творчеством и решать новые задачи, ну тут е мало зависит от взрослого, нужно позволить ребенку сделать все самому, а не решать за него.
Четвертым условием успешного развития творческих способностей выступает свобода выбора. Обучающемуся дается большая возможность в выборе деятельности, очередность дел может выстроить сам ребенок. В этом случае при большом желании у ребенка дела пойдут на изменение в лучшую сторону, появиться интерес к работе и все это пойдет только на пользу ему самому.
Пятым условие авторы выделяют - ненавязчивость в помощи взрослого. Они это не исключают, а наоборот советуют для успешного развития творческих способностей ребенка. Главное следить за тем, чтобы не было вседозволенности, а просто подсказки, направлять ребенка в правильное направление. Вот например родители, способны помочь своему ребенку, не понимая, что это может наоборот навредить ему. Делая это за него, когда ребенок в силе сам все сделать, просто нужно подсказать, направить его. Вы как взрослый не должны думать за него, он сам должен додумать.
Следующим условием развития в использование АМО выступает инициативность.
Инициатива — является активным началом какого либо дела. Запустить новую идею и привлечь к этому общество, заинтересовать нужных людей. В детском возрасте тоже проявляется инициатива по определенным выборам и каким-то интересам. В дошкольном возрасте проявляется возможность и большое желание творит, петь, играть, лепить, мастерить и другое в зависимости от собственных интересах ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства» [5].
Чтобы поддержать инициативу ребенка, необходимо создать социальную ситуацию. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».
Существуют несколько основных видов деятельности, где обучающийся развивает себя как личность. В игре ребенок чувствует себя свободно, познавательно-исследовательская деятельность влияет на развитие ребенка благополучно, продуктивная деятельность помогает в развитие ребенка, а так же и коммуникативная деятельность и другие. Из этого следует, что лучше нужно развивать инициативу у ребенка, чтоб разнообразнее была игра, и увеличивалась динамика развития личности ребенка.
Если развивать инициативу, то у обучающихся инициативность замечается больше всего в игровой деятельности, в общении, в экспериментах.
Инициативу у обучающегося развить в полном объеме возможно, для этого нужно самодеятельная, спонтанная игра, чтобы исходила она от самого ребенка, идея возникла по инициативе дошкольника. Здесь возникает ведущая роль у ребенка, который предложил игру. Конечно же не каждый дошкольник предложит инициативу, а тот кто уверен, шустрый.
Психолого-педагогические исследования показали, чтобы развить детскую инициативность нужно :
- Убрать у ребенка боязнь, что он не справиться с заданием. Для этого нужно дать ему задание, задавать вопрос, наталкивать на ответ, другими словами, развить у обучающегося инициативу.
- Обеспечивать не просто заданием, а заинтересовать его, завлечь, заманить. У каждого ребенка есть личностные интересы, нужно постараться попасть в эти интересы, тогда ребенок с удовольствием проявит свою инициативу.
- И главное, чтоб инициатива развивалась в ребенке, ее нужно обязательно поддерживать. Это зависит со стороны взрослого, поддержка для ребенка много значит.
Поддержка инициативы подразумевает под собой несколько способов, мы в своей работе, выделили несколько, это:
1 – способ, создать для ребенка предметно-пространственную среду, чтобы он проявлял свою самостоятельность по собственным интересам;
2 – способ, выбор ребенком сотоварищей;
3 – способ, обращение взрослого и ребенка, по собственной инициативе обучающегося;
4 – способ, стимул в развитие поисковой и познавательной деятельности ребенка, где главным фактором будет образовательная и игровая среда. И главное нужно помнить, что ребенок запоминает наглядно, у него в памяти останется то, что он видел и брал в руки, трогал, мастерил сам. За частую, опыт они приобретают в творчестве или когда подают идею сами;
5 – способ, тактичное сотрудничество ребенка и взрослого. Педагог или родитель не должен выкладывать всю информацию полностью, поделить текст на несколько частей, оставить сюрпризы на последок, чтобы ребенок не знал все и сразу. Пусть ребенок сам по размышляет, может что-то догадается сам, обучающийся должен насладиться во время выполнения.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения :
- развить у ребенка формулировку «Я смогу», «Я все сумею» и чтобы он не просто это говорил, а донести до него, что он действительно все может;
- создать ситуацию успеха для обучающегося. Внушить в него, что все не так и страшно, если будет трудно я рядом и помогу;
- восхищаться ребенком, хвалить и говорить по чаще какой он молодец и него все получается.
По высшее изложенному материалу можно сказать, что главным фактором детской инициативы выступает поддержка и для ее существования нужно:
1. Дать возможность ребенку стать более самостоятельным, быть всегда наготове помочь детям, что не было опасностью для их жизни и здоровья;
2. Поощрять и комментировать все продвижения в успехе ребенка, не в коем случае не ругать, если у него не получается, а наоборот наталкивать, что у него все получится;
3. Не пользоваться критикой в общение с ребенком, не оценивать критично результаты его деятельности и вообще самого ребенка как личность.
4. Воспитывать в ребенке привычку в самостоятельном подборе интересного задания для себя; научить ребенка тому, чтобы он в свободном пользовании брал игрушки и пособия;
5. Заинтересовать обучающего к рассматриванию и наблюдению за разными режимными моментами;
6. Создать все условия для работы в творческой, досуговой деятельности и поддержать в этом ребенка;
7. Открыть доступ ко всем материал, которые необходимы ребенку в его развитии и самое главное которые ему дозволены;
Следующее условие развития индивидуализация.
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Если рассматривать документ Федеральный государственный образовательный стандарт, то в нем описаны главные принципы, которые направляют свое развитие на индивидуализацию дошкольного образования. В своей работе мы раскроем несколько этих принципов:
1 принцип, поэтапно построить образовательный процесс, учесть при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося. Чтобы выбор ребенка был разнообразным и самое главное интересен ему.
2 принцип, поддержка ребенка с его инициативой в независимости от вида деятельности;
3 принцип, адекватность в поведение обучающегося по возрастным аспектам, чтобы возраст ребенка соответствовал условиям, требованиям развития.
Для того, что индивидуализация осуществлялась, существуют условия для этого, несколько из них мы опишем в своей работе:
1) благополучное эмоциональное общение, оно должно быть определенно с каждым обучающимся, а желательно и индивидуально. Обязательно общение должно быть уважительное, обращая внимание на чувства ребенка и его потребности;
2) поддержка индивидуальности и инициативу у обучающихся, при этом у ребенка должно быть свободный выбор в деятельности. Условия создаваться должны ребенком, выражаться его чувства и мысли. Помощь и поддержка со стороны взрослого должна исходить постоянна в не зависимости от вида деятельности;
3) установить правила общения ребенок-взрослый, ребенок-ребенок. Условия должны создаваться для позитива, доброжелательности между разным народом. Также нужно учесть здоровье ребенка, различные ситуации где решаются спорные вопросы. В целом научить ребенка работать в группе с разным количеством людей и разными характерами.
4) создать условия для развития образовательного процесса для детей. Эти условия должны развить и направить у обучающегося совместную деятельность взрослого и ребенка, ребенок и ребенок, но никак не в одиночестве. Развитие должно происходить в зоне ближайшего развития каждого ребенка, при этом затронуть культурные средствами деятельности, организацию, мышление, речь, общение, воображение и детское творчество. А так же и взаимосвязь происходит и с развитием личностного, физического и художественно-эстетического развития ребенка.
5) последнее условие которые мы опишем, оно является одним из главных - взаимодействие с родителями. Родители являются законными представителями по вопросам образованного процесса ребенка. Необходимо и важно для развития ребенка привлечь родителей в образовательную деятельность. От педагогов зависит это условие, нужно разнообразить образовательный процесс и приготовить совместный проект или программу с помощью родителей обучающегося. Семья является важным и главным институтом воспитания ребенка, она поможет развить и сформировать положительные качества у ребенка, а также и активные методы обучения.
По выше изложенному можно сказать, что главную роль в развитие активных методах обучения ребенка играет и выступает воспитатель. Перед ним стоит задачи: расширить у обучающегося необходимые знания, актуализировать его личный опыт, создавать положительные эмоции, побудить к целесообразной полезности на занятиях.
Список литературы:
1. Ледовских, Н. К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 20-26.
2. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М. : Гном- Пресс, 2001. – С. 106-117.
3. Римашевская, Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками : особенности сопровождения // Детский сад от А до Я. –2011. –№ 2
4. Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста. / Е. М. Фадеева. // Научные труды. ООО Научный мир. Иваново. – 2010. - № 3. – С. 52-57
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
6. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. – М. : Генезис, 2003. – 128 с.