Тамара Коханчук
Интуиция и педагогическое мастерство
▼ Скачать + Заказать документы
Интуиция и педагогическое мастерство
Аннотация: в статье анализируются понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическая интуиция», рассматриваются компоненты и особенности профессионального мастерства и интуиции педагогов дошкольного образования, приводятся результаты экспериментального исследования влияния интуиции на профессиональную деятельность педагогов и практические примеры проявления педагогической интуиции в дошкольном образовании и воспитании, названы наиболее эффективные формы и методы развития профессиональной интуиции дошкольного педагога.
Публикация «Интуиция и педагогическое мастерство» размещена в разделах
Ключевые слова: педагогическое мастерство, интуиция, педагогическая интуиция, педагог дошкольного образования.
«Интуиция - это нечто такое, что опережает знание. Наш мозг обладает, без сомнения, очень чувствительными нервными клетками, что позволяет ощущать истину, даже когда она еще недоступна логическим выводам или другим умственным усилиям» (Н. Тесла)
Одной из приоритетных задач на современном этапе развития системы образования является создание условий для воспитания конкурентоспособной личности, гармонично развитой, стремящейся к максимальной реализации собственных способностей и возможностей, обладающей ключевыми знаниями, умениями и навыками, высоким уровнем социально-психологической адаптации, а также устойчивой системой ценностных ориентаций. В связи с указанными обстоятельствами большие требования предъявляются к профессионализму педагогов. Одним из компонентов профессиональных компетенций педагога является педагогическое мастерство.
В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «педагогическое мастерство».
Г. М. Коджаспирова определяет педагогическое мастерство как совершенство владения методикой и технологией реализации педагогической деятельности. Данный автор так же обращает внимание, что основой педагогического мастерства являются личностные особенности, способности и задатки специалиста.
Б. Т. Лихачев рассматривает педагогическое мастерство как искусство, которое выражается в высокой мобильности, активности, адаптивности в процессе реализации профессиональной деятельности.
И. П. Андриади рассматривает мастерство педагога как «вершину» педагогического искусства и педагогического творчества, как идеал личности профессионала [11].
С. А. Ходжалиев рассматривает мастера и профессионала педагогической деятельности как высококомпетентного специалиста в психолого-педагогической, образовательно-воспитательной, предметной и прикладной сферах, в совершенстве владеющего знаниями, умениями и навыками, и способного применить их на практике в процессе решения образовательно-воспитательных задач [9].
Исследователи отмечают, что педагогическое мастерство - это динамическая характеристика, педагог должен стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию: профессиональному и личностному [6].
Следует отметить, что наиболее сложным является постижение педагогического мастерства в сфере дошкольного образования и воспитания, что связано с личностными особенностями дошкольников, с социальной ситуацией их развития и ведущим видом деятельности. Воспитатель является для ребенка дошкольного возраста референтным взрослым, «вторым родителем», задача которого состоит в нахождении подхода к каждому ребенку, в организации деятельности детского коллектива, в передаче базовых общечеловеческих ценностей и социальных норм, в подготовке детей к обучению в школе.
Компонентами профессионального мастерства дошкольного педагога, по мнению С. Д. Якушевой, являются степень владения педагогическими знаниями, умениями и навыками, особенности педагогического общения, этичность, навыки саморегуляции и самоконтроля, безоценочное положительное отношение к детям, педагогическая культура и такт, культура речи [11]. Данные компоненты отражают индивидуальность педагога дошкольного образования, определяют эффективность его профессиональной деятельности.
Ш. М. Рустамова отмечает, что в основе становления профессионального мастерства педагога дошкольного образования находится система профессиональных знаний: теоретических, методических, методологических и технологических, особенностями которых является комплексный характер и интеграция. Для решения конкретной задачи дошкольный педагог актуализирует всю систему профессиональных знаний и применяет их на практике, тем самым, формирует, развивает и совершенствует систему профессиональных умений и навыков [8].
Н. А. Морева называет следующие умения и навыки педагога дошкольного образования: дидактические умения и навыки, умения и навыки организации конструктивного взаимодействия с коллективом детей и индивидуально с конкретным ребенком, а также умения и навыки самоуправления и саморегуляции [5]. Следует отметить, что система знаний, умений и навыков, личностные особенности, способности и склонности дошкольного педагога формируют индивидуальный стиль его педагогической деятельности.
Особую роль в деятельности дошкольного педагога играет интуиция, позволяющая ему в максимально короткие сроки найти эффективное и нестандартное решение образовательно-воспитательной задачи. Согласно мнению ученых, интуиция является как врожденным свойством человека, так и качеством, формирующимся и развивающимся в профессиональной деятельности. Применительно к дошкольному образованию и воспитанию, интуиция рассматривается как значимый элемент педагогического мастерства, она определяет оперативность принятия профессионально важных решений, позволяет грамотно осуществить прогноз и выбрать правильные формы и методы работы с детьми [10]. К тому же, следует отметить, что интуиция позволяет педагогу «опуститься до уровня» ребенка-дошкольника, эмоционально чувствующего и ранимого, чутко реагирующего на педагогические воздействия.
Г. М. Коджаспирова определяет педагогическую интуицию как одномоментное, крайне быстрое принятие профессионального решения, основанное на прогнозировании ситуации, а не на ее развернутом анализе.
С. А. Гильманов отмечает эмоционально-чувственный и эмоционально-образный характер педагогической интуиции и пишет о том, что она выполняет компенсаторную, регулирующую, ориентирующую и интегративную функции. Существует несколько уровней педагогической интуиции : доинтуитивный уровень, уровень эмпирической интуиции, опытно-логический уровень, научно-интуитивный уровень и уровень творческой интуиции. Так же данный автор отмечает, что интуиция связана с профессиональным опытом, творчеством педагога, зрительной образностью, эмпатическими способностями, воображением, эмоциональностью и ассоциативным мышлением [2].
В настоящее время существуют исследования, подтверждающие, что интуиция влияет на эффективность профессиональной деятельности дошкольных педагогов.
С. А. Гильманов экспериментальным путем доказал существование зависимости верных профессиональных решений от уровня интуиции педагога, среди которых он выделяет доинтуитивный, эмпирический, опытно-логический, научно-интуитивный и творческий уровни. Так же данный автор обнаружил, что ошибочные решения профессиональных задач, как правило, принимаются педагогами на доинтуитивном уровне, характеризуемом наличием случайных и импульсивных решений. На уровне эмпирической интуиции педагоги дошкольного образования совершают меньше профессиональных ошибок, в сравнении с доинтуитивным уровнем. Это связано с совершенствованием профессионализма педагога, совершенствованием его профессиональных умений и навыков. На опытно-логическом и научно-интуитивном уровнях интуиции педагога происходит автоматическое использование в процессе принятия интуитивных решений ведущих положений педагогической теории и практики. На творческом уровне развития интуиции педагог умеет мысленно осуществить анализ и прогноз решения педагогической ситуации. Исследования С. А. Гильманова подтверждают, что на творческом уровне развития интуиции педагоги принимают до 80% эффективных и правильных решений педагогических ситуаций [3].
Таким образом, исследования С. А. Гильманова подтверждают, что интуиция является не врожденным качеством личности педагога, она развивается в процессе профессионального роста и развития, по мере совершенствования педагогического мастерства.
Исследования Е. М. Подгорных подтверждают заключения С. А. Гильманова относительно возможности развития педагогической интуиции в процессе профессиональной деятельности. Основой интуиции дошкольных педагогов данный автор считает имеющиеся у них знания, умения, навыки и опыт профессиональной деятельности. Е. М. Подгорных доказывает, что структура интуитивного акта дошкольных педагогов схожа со структурой творческого акта и включает в себя постановку проблемы, концентрацию внимания на данной проблеме и попытки ее сознательного решения, столкновение с отсутствием эффективности решения проблемы, «выпадение» процесса решения проблемы из сферы сознательной активности педагога, «инсайт» и осознание эффективности решения, логическое структурирование решения [7]. Таким образом, несмотря на мгновенность интуитивных педагогических решений, в их основе лежит сложный акт анализа исходных данных, поэтому, чем больше исходных данных, чем выше их надежность, тем больше шансов, что интуитивное педагогическое решение окажется верным.
Следует отметить многообразие примеров проявления педагогической интуиции в дошкольном образовании и воспитании. Очень часто дошкольный педагог пользуется интуицией в процессе работы с ситуациями, которые должны быть решены в максимально короткое время. Проиллюстрируем проявление педагогической интуиции в процессе решения проблемы конфликтов у детей дошкольного возраста. Педагог с низким уровнем профессионального мастерства и педагогической интуиции в ситуации возникновения драки между дошкольниками замечает ее только тогда, когда драка уже началась, может растеряться в данной ситуации, затем разнимет и отругает детей, возможно будет выяснять причины конфликтов, привлекать внешних специалистов для работы с детьми. Данные меры имеют логическое обоснование, но сути проблемы они решают, и велика вероятность возникновения подобной проблемы снова. Педагог с высоким уровнем профессионального мастерства и педагогической интуиции предвидит и прогнозирует ситуацию конфликта, реализует программы профилактики деструктивных конфликтов в коллективе дошкольников и обучает детей навыкам конструктивного поведения в данных ситуациях. Так же дошкольный педагог с высоким уровнем развития профессиональной интуиции «видит», что вот-вот случится драка между детьми, и он переключает активность детей в социально приемлемое русло и снова проводит профилактические мероприятия [1].
Еще одним примером, демонстрирующим проявление творческой интуиции в дошкольном образовании и воспитании, является построение авторских психолого-педагогических программ и проектов, разработка и реализация инновационных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Одним из методов работы дошкольного педагога, в основе которого находится интуиция, является арттерапевтическая техника правополушарного рисования. Данная методика разработана американским педагогом Б. Эдвардс. Психолого-педагогическое обоснование интуитвного рисования заключается в признании функциональных различий правого и левого полушарий головного мозга: левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, правое - за интуитивное. В процессе организации правополушарного рисования дошкольный педагог обращается к собственной интуиции и чувствам, а также к интуиции и чувствам ребенка, подавляет обращение к памяти в процессе рисования и активизирует обращение к изображенным на бумаге образам [12]. Следует отметить, что правополушарное рисование способствует развитию творческой интуиции как ребенка, на которого направлено воздействие, так и дошкольного педагога, стимулируя его творческое воображение.
Среди наиболее эффективных форм и методов развития профессиональной интуиции дошкольного педагога исследователи называют: эвристический метод, способствующий построению индивидуального образовательного маршрута педагога, определению новых направлений профессионального саморазвития; социально-психологический тренинг, способствующий формированию навыков «быстрого» и «медленного» мышления; методы стимулирования творческой активности педагога - проекты, конкурсы [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интуиция является одним из значимых компонентов и показателей профессионализма и мастерства дошкольного педагога. Выделяют доинтуитивный, эмпирический, опытно-логический, научно-интуитивный и творческий уровни интуиции дошкольного педагога. Анализ эмпирических исследований интуиции в педагогической деятельности позволяет заключить, что от уровня интуиции дошкольного педагога зависит грамотность и точность принимаемых им решений, а также эффективность его профессиональной деятельности. Следует отметить отсутствие современных комплексных исследований профессиональной интуиции педагогов дошкольного образования, поэтому данная проблема продолжает оставаться актуальной на современном этапе развития образования и требует теоретического и практического осмысления.
Список использованных источников
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю. П. Азаров. - М. : Эксмо, 2015. - 496 с.
2. Герасимова М. В. Педагогическая интуиция : от идей к практике [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru/pedagogicheskaya-intuiciya-ot-idey-k-praktike-1241402.html (дата обращения 27.02.2020).
3. Гильманов С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога : автореф. дисс… доктора пед. наук: 13.00.01. - Казань, 350 с.
4. Койкова Э. И. Педагогическая интуиция и педагогическая рефлексия как факторы успешной профессиональной деятельности педагога / Э. И. Койкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №1. - С. 120-124.
5. Морева Н. А. Проблемы самообразования педагогов дошкольного образования в процессе совершенствования педагогического мастерства / Н. А. Морева // Преподаватель ХХI век. - 2012. - №4. - С. 116-129.
6. Муляр Н. В. Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования / Н. В. Муляр // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 171-173.
7. Подгорных Е. М. Роль интуитивного познания в профессиональной деятельности педагога / Е. М. Подгорных // Педагогическое образование. - 2009. - №4. - С. 26-33.
8. Рустамова Ш. М. Педагогическое мастерство как профессионализм педагога / Ш. М. Рустамова // Наука. Мысль. - 2014. - №1. - С. 18-22.
9. Ходжалиев С. А. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя / С. А. Ходжалиев // Образование и воспитание. - 2015. - №5. - С. 74-75.
10. Щербакова Т. Н. Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога / Т. Н. Щербакова // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 273-275.
11. Якушева С. Д. Теоретические аспекты педагогического творчества как основы профессионального мастерства воспитателя детского сада / С. Д. Якушева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. IV междунар. науч. -практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2011.
12. Яшина Т. И. Интуитивное (правополушарное) рисование [Электронный ресурс]. - URL : https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2016/11/26/chto-takoe-intuitivnoe-risovanie (дата обращения 28.02.2020).