Оксана Соха
Информационно-технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать образование и это является одним из основных и неотъемлемых условий для их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Основным направлением модернизации образования является внедрение средств компьютерных технологий (ИКТ). Они обеспечивают условия для становления образования нового типа, направленного на развитие личности.
Публикация «Информационно-технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сейчас в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации образовательного процесса.
Но, в настоящее время, использование компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшнем образовании носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Однако уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий для детей с ОВЗ не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса.
Давайте обратимся к нормативному документу. Согласно Сан Пина пункта 12.21. «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут».
Когда используют ИКТ, их достоинства можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции – это технические достоинства.
Создание эффекта присутствия ("Я это видел!", у детей с ОВЗ появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше – это дидактические достоинства. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии в развитии речи детей с ОВЗ делают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов легче.
Использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников с ОВЗ воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом, но это надо делать в системе.
Самым главным направлением в нашей работе является развитие речи. Этот путь выбрано неслучайно, так как у многих детей с ОВЗ недостаточно развита речь. И поэтому, цель нашей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.
Если мы используем ИКТ, то образовательная деятельность с детьми с ОВЗ проходит:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
способствует повышению качества образования.
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
Рассмотрим одну из особенностей компьютерной технологии - универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями - на примере сочинения рассказов по картинке.
Задания эти выполняются разными способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос «Что было до этого?» или «Что может быть после?» После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.
В своей работе по развитию речи детей с ОВЗ с применением ИКТ мы используем следующие варианты:
1. Просмотр отрывков из мультфильмов /Тема «Былинные герои»/
2. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»
3. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
5. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.
6. Рассказы по цепочке.
7. Мультимедиа презентации при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию
В нашей работе мы используем ИКТ в дошкольном детстве. У детей с ОВЗ повышается эффективность работы по развитию речи, оптимизируется образовательный процесс, происходит индивидуализация обучения детей с недостаточным развитием речи. А также формируется успешность детей, повышается мотивация, существенно сокращается время усвоения материала, открываются новые возможности образования не только для ребёнка, но и для самого педагога.
Поэтому, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка с ОВЗ к занятию, что положительно сказывается на результатах всей работы. Но, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список используемой литературы:
1. Атемскина Ю. В., Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ: ООО Изд. Детство-Пресс, 2012.
2. Габдулина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.
3. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.
4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ: ООО Изд. Детство-Пресс,2013.