Татьяна Бажина
Консультация для родителей «Играя, познаем мир. Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребё-нок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Жан-Жак Руссо.
Маленький ребёнок. … Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Публикация «Консультация для родителей „Играя, познаем мир, Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.
Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные иг-рушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мо-торики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо.
В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что ма-лыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребе-нок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиход-ных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заго-ворит сам. И очень ошибаются!
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регу-лировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом. Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в го-ловном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков нужна работа. Что-то мять, рвать, перебирать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции. Это дает возможность родителям пофантазировать на данную тему: рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых бутылках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, завязывать и развязывать узелки, разрезать листы бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезать знакомые геометрические фигуры и несложные предметы (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него, лепить из пластилина, выкладывать фигурки из спичек или палочек, играть с песочком.
Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной трени-ровки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать команду из десяти маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Это – пальчиковые игры!
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависит от разви-тия мелкой моторики. Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способ-ствуют налаживанию доверительных отношений со взрослыми.
Пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из по-казателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ре-бенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Все эти приёмы вы без труда можете использовать в повседневной жизни. Например, за-нятие перебирания крупы вашим ребёнком поможет вам приготовить не только суп, но и второе. А пальчиковые игры дадут возможность отсидеть очередь, например к педиатру.
Во время игр с детьми всегда поощряйте их творческую активность, пусть они сами при-думывают какие- нибудь упражнения. И обязательно хвалите ребёнка за успехи, но не забы-вайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст поло-жительный результат.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражне-ния, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Подготовила воспитатель
МАДОУ АР «Сибирячок» к. №2
Бажина Т. П.