Ольга Александровна Кучерова
Консультация для воспитателей «Очень важно, очень нужно развивать мелкую моторику рук детям с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот мы и выросли и скоро в школу, а пальчики нас не слушаются, капризничают. Что же делать?
Вообще-то работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Есть в аптеках и мячики для массажа и резиновые и "Суджок". Важно во время и своевременно начать заниматься с ребенком.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Консультация для воспитателей „Очень важно, очень нужно развивать мелкую моторику рук детям с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.
В моей практике часто встречаются дети которые не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста.
Я в своей работе использую не совсем обычные методы, дети занимаясь развитием мелкой моторики настолько увлекаются, что потом сами просят.
1 Вариан. Это конечно "арбизы" или торговое название гидро грунт он продается во всех цветочных магазинах. Когда его замачиваешь, набыхает и становиться достаточно скользким, его очень сложно удержать в пальцах и тогда мы начинаем с ним играть, перебирая его и перекладывая дети просто обожают эти игры с "капитошками".
2 Вариант. Очень часто в моей жизни встречаются различные мелкие предметы которые не несут особой ценности, а выбросить жаль. (Это и игрушки киндеры, брелочки, кристаллы от люстр и тд.) Вот именно и их я беру для игр с детьми. Мы садимся за стол и начинаем собирать различные рисунки и мандалы. Дети настолько увлекаються, что иногда это длиться часами. Родители с трудом забирают их из группы домой.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
3 Вариант.
Коррекция точности направления руки. Игры тоже дают огромный эффект, например такие.
Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.
«Намотай клубочки» Мы становимся в круг и начинаем руками аккуратно наматывать воображаемый клубочек. Это очень увлекает ведь скорость наматывания у всех разная и поэтому дети как бы глядя друг на друга устраивают своеобразные соревнования.
Этими нехитрыми способами я пользуюсь каждый день и мои воспитанники очень радостно и с большим удовольствие занимаються развитием мелкой моторики рук. Надеюсь, что мой опыт будет полезен кому-то еще. СПАСИБО!