Марина Волкова
Консультация для родителей «Развивая мелкую моторику рук, формируем речь у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше. С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки, учится брать ложку, к 8 месяцам осваивает щипковый захват двумя пальцами. Мама может помочь малышу развить мелкую моторику, а значит, и поспособствовать развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
Публикация «Консультация для родителей „Развивая мелкую моторику рук, формируем речь у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Исследование развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов, так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, разносторонне развитым, с хорошей правильной речью.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук :
1. Игра с пуговицами разного цвета и размера учит ребенка выкладывать рисунок по схеме, обследовать и анализировать зрительно-осязательным способом, а также строить высказывания.
2. Работа с природным материалом укрепляет мелкие мышцы, развивает творчество, диалогическую речь, умение отвечать и задавать вопросы.
3. Игра с крупами стимулирует развитие чувственного восприятия. Пластмассовые и деревянные конструкторы направлены на формирование мышления, творческой фантазии и на активизацию словаря ребенка.
4. Игры с бросовым материалом развивают мускулатуру пальцев рук, а также знакомят с многозначными словами.
5. Игра со счетными палочками формирует пространственно-образное мышление, развивает память, речь.
6. Мозаика, конструктор - доступный для ребенка материал. Тематика разнообразна, идет от простого к сложному. Все это способствует обогащению словаря, развитию моторики пальцев рук и координации движения руки.
7. Плетение - это процесс очень увлекательный, он способствует развитию глазомера, координации движения пальцев, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости.
8. Пластилин - это творчество, воображение, координация движения пальцев рук.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.