Евгения Николаевна Лысенко
Как развивать мелкую моторику рук ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика — это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и ног. Согласованность этих движений достигается с помощью слаженной работы зрительной, мышечной, нервной и костной систем. Т. е. если ребенок любит играть с мелкими предметами, демонстрируя при этом точные движения пальцев и рук, то это является хорошим показателем развития его сенсорики. А поскольку в головном мозге двигательные и артикуляционные центры расположены рядом, то влияние моторики на становление речи очевидно: чем активнее малыш «работает» пальчиками, играя, рисуя, завязывая, застегивая и т. д., тем быстрее он заговорит.
Публикация «Как развивать мелкую моторику рук ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Эта закономерность была выявлена еще в древности, и поэтому пальчиковые игры имели большую популярность в Китае и Японии. А советские ученые В. М. Бехтерев, В. А. Антакова-Фомина, В. А. Сухомлинский и другие, изучавшие взаимосвязь двигательных импульсов пальчиков и активности головного мозга, пришли к выводу, что различные осмысленные движения пальчиков служат стимулом для интеллектуального развития, а также способствуют становлению речи, развитию наблюдательности, памяти, координации, внимания и творческого мышления.
Общая моторика представляет собой движения тела, которые совершаются под командованием психоаналитических реакций в мозговом центре. Выделяют три основных вида моторики : Крупная. Работа больших мышц (пробежки, отжимание) Мелкая. Движение кистей рук и пальцев. Сюда входит совмещения действий (глаза + руки при рисовании). Артикуляционная. Возможность и умение координировать функции речевых навыков (связной разговор). Западные ученые, проведя исследования в области психологии и сделали вывод, что именно одна третья коры мозга ответственна за мелкую моторику. Эта часть находится "по соседству" с мозговым речевым центром. Этот факт дает возможность говорить о том, что развитие мелкой моторики у ребенка влияет на процесс формирования: ·речевых навыков; ·памяти; ·мышления; ·логики; ·воображения. Было подмечено, что детки, хорошо владеющие своими ручками, более усидчивы и утомляются намного меньше, чем детки, с которыми не проводились занятия по развитию мелкой моторики.
Недостаточный уровень навыков мелкой моторики тормозит процесс формирования речевых функций. Если не проводить занятия с ребенком, то как последствие в дальнейшем возникнут проблемы с памятью, логическим мышлением. На сегодняшний день довольно много приспособлений, игрушек, занятий, которые способны помочь малышу. Родителям со своей стороны необходимо следить за этапами развития, чтобы у ребенка в школе не было проблем с успеваемостью, так как недостаток развития мелкой моторики приводит к отсутствию концентрации внимания, повышенной утомляемости, а эти показатели неизбежно приведут к отставанию от сверстников.
Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Какие способы помогают быстро и незаметно развивать мелкую моторику?
Полезные игры: В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте ребенка. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами.
Рисование и лепка: Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь. Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами, зубной щеткой, свечкой и т. д. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.
Природный материал: Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Вы удивитесь, но из простых вещей ребенок может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.
Одна из полезнейших игр – «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там. Из контейнеров от шоколадных яиц получаются отличные погремушки. Берем четное количество коробочек и попарно наполняем их разными сыпучими продуктами разного калибра: манкой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундуком). Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием.
Очень важны для ребенка игры в песочнице, рисование на манке или муке. Можно покрасить рис, манку и создать аппликацию увлекая ребенка процессом изготовления разноцветных круп.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей.
Я рекомендую использовать упражнения с пипеткой (переливаем жидкости из одной емкости в другую с помощью пипетки, упражнения связанные с прикосновением к различным по фактуре тканям, упражнения с пинцетом (сортируем пуговицы, упражнения с обычными бельевыми прищепками, трубочками для коктейля (режем трубочки, а затем нанизываем из на нитку в определенном порядке).
Также, я рекомендую использовать нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук, это массаж с помощью мячика Су-Джок, апликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко. Очень эффективна криотерапия (воздействие на кисти рук холода и тепла, контраст температур). От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает.
Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведет к выполнению более четких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшается процесс развития речи.
Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите ребенку, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка!