Валентина Борисова
Консультация для родителей «Играем вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Играем вместе с детьми…
Мы играем роли всю свою жизнь и боимся провала. Побеждают те, кто лучше всех был подготовлен к взрослой и самостоятельной жизни, в чем помогают ролевые игры. Просто играя с детьми, вы влияете на их будущее.
Только через игру ребенок познает мир и отношения между людьми. Применяя на себе определенную ситуацию, он не только забавляется, но и самым серьезным образом учится. Знаменитый педагог А. С. Макаренко говорил: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Публикация «Консультация для родителей „Играем вместе с детьми“» размещена в разделах
Игр, которые могут помочь малышам в развитии, великое множество. Играйте с ребенком, используя для этого всякий удобный момент, помня о том, что забава станет веселым и полезным уроком.
Дочки-матери – развлечение на все времена. Дети примеряют на себе роли разных членов семьи, переживают конфликты по отношению к тем или иным «родственникам». Наблюдая за игрой, вы сможете увидеть, как именно ребенок представляет семью, свое место в ней, понимает смысл запретов и требований.
«Любимая игрушка» - занятие для застенчивых ребятишек, которые сложно сходятся с другими людьми. Игра учит взаимодействию, помогает малышам открыться. Берете в руки игрушку и говорите что-то вроде: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?» Следом нужно передать игрушку сыну или дочке и попросить продолжить. Ребенку нужно найти свои слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный»… Найти достоинства и суметь рассказать о них - прекрасное человеческое качество.
«Хромая уточка» учит проявлять сочувствие. Лучше, если играть будут сразу несколько ребятишек. Сломавшую лапку уточку изображает один из детей. Играя свою роль, он старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Остальные дети утешают его, обнимают, говорят ласковые слова и всевозможным образом поддерживают. Если компании нет, используйте любимую игрушку ребенка и говорите за нее.
Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского.
Ролевое общение - это общение людей как носителей определё нных социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента, клиента и банковского служащего и так далее. Это общение строится по чётко определённым правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.
Деловое общение вырастает из ролевого в тех ситуациях, когда стандартный способ взаимодействия не приводит к успеху, и людям надо самим решать, как себя вести и как реагировать на слова и действия партнёра. Например, ученик может начать разговор с учителем, соблюдая все нормы ролевого общения. Но затем, возмутившись несправедливой, по его мнению, оценкой, он выходит за рамки роли и принимается спорить с учителем, доказывая свою правоту. Проявить инициативу и предложить свой вариант или плыть по течению, вступить в конфликт или уйти от него, искать компромисс или отстаивать свои права, соглашаться или спорить - всё это входит в сферу делового общения.
Наконец, ролевые игры учат детей ещё одному очень важному виду общения - дружескому. Это общение, в которое люди вступают не ради достижения каких-то целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близости с другим человеком и возможности разделить с ним свои чувства, ради радости совместной деятельности и чувства, что тебя понимают, принимают и, если будет надо, поддержат. Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок только начинает учиться дружескому общению, но это начало очень важно. Ибо именно оно закладывает потребность в дружеском общении и побуждает к нему стремиться в отношениях с другими людьми.
Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концом дошкольного возраста. Расцвет творческих сюжетных игр обычно приходится на 7-10 лет, когда дети, если им есть с кем играть и у них есть на это время, могут придумывать и разыгрывать целые приключенческие повести. Если ребёнку играть не с кем, то игра может переходить во внутренний план, т. е. превращаться в мечты и свободное фантазирование. В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством и другими творческими видами деятельности, а также в содержательное и эмоционально-личностное общение с взрослыми и сверстниками.