Коршунова Екатерина
Игра в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Игра в жизни ребёнка"
Автор: Коршунова Екатерина Александровна
Содержание:
Введение
1. Аспекты игры
1.1. Психологические аспекты игры
1.2. Биологические аспекты игры
1.3. Педагогические аспекты игры
2. Список использованной литературы
Введение
Дети играют с куклами, машинами, кубиками. Играют с мебелью, деревьями, водой. Играют со взрослыми и во взрослых. Играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир. Надо полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Период с рождения до трёх лет наиболее благоприятен для такого восприятия, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей.
Публикация «Игра в жизни ребёнка» размещена в разделах
Игра способствует развитию личности ребёнка в целом: его памяти, воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, творческой активности.
Ряд авторов (Б. Г. Ананьев, Ю. Б. Азаров, Е. С. Махлах и др.) отмечают, что игра как особая форма деятельности охватывает все периоды человеческой жизни, в том числе и период школьного возраста. Игровая деятельность не исчезает в школьном возрасте, а принимает специфические формы. В игре младший школьник осваивает содержание учебной деятельности.
Особенности заключаются в том, что в ходе игры дети решают умственные задачи, которые предложены в занимательной форме. Учащиеся с нарушениями слуха воспринимают данную задачу как практическую, что способствует повышению их интеллектуальной активности, стимулирует речевую деятельность. В ходе игры в адекватных условиях осуществляется формирование представлений о социальных и моральных нормах общества, о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности.
1.1. Психологические аспекты игры
Психологической основой игры является преобладание чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слёзы, восторг, то есть та эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и психической сферах. Если ребёнку предложить представить себя тонкой, гибкой берёзкой, которая подставляет свои листики и веточки солнышку и покачивается от лёгкого ветерка, ребёнок сделает наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде или показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребёнку выполнить движения более точно и правильно. При этом у него формируются умения различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять своё внимание на собственные эмоциональные ощущения, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя, к примеру, в подвижных играх дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.
Сколько бы не повторялась одна и та же игра, она каждый раз проходит по-разному. Уже одно ожидание игры часто вызывает у детей положительные эмоции, ожидание радости. Причём ребёнка мало интересует конечный результат.
Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному выражению ребёнка. Превращаясь в героев игры, дети не удивляются тому, что светофор разговаривает с паровозом, а лягушка с цаплей. Ребята относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Порождённый фантазией и творчеством, воображаемый и реальный миры становятся единым целым.
Важно помнить о чрезвычайной хрупкости души ребёнка, особенно имеющего физические недостатки. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму. Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребёнок во время игры. Ему необходима поддержка, помощь, похвала даже за самые незначительные успехи.
Игра формирует личность ребёнка. Маленький ребёнок деятель по натуре. И его деятельность прежде всего выражается в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к малышу через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие.
У человека, в отличие от животных, детство составляет около трети жизни. Любопытную гипотезу выдвинул по этому поводу детский психолог В. В. Зеньковский в 1924 году: игры нужны не только для физического, но и для социально-психического созревания; прежде чем войти в реальную жизнь, ребёнок должен пройти фазу свободного своего проявления, чтобы сформироваться, окрепнуть, приобрести независимость и социальный опыт. Этим автор объясняет продолжительность детства, а игре отводит преимущественную роль в формировании физической, психической и социальной активности маленького человека.
Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношение людей, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.
У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это время для развития у ребёнка сострадания, общительности, доброты. Важное место в этом процессе принадлежит родителям, от которых малыш сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру. Поэтому семья, близкие могут способствовать или препятствовать физической активности ребёнка, особенно с нарушениями в развитии. Часто родители занимают позицию гиперопеки над ребёнком, запрещая ему те или иные упражнения, опасаясь переутомления, травм, тем самым тормозят его развитие. А самый уникальный вид сотрудничества – совместная игра, в которой все равны: мама и бабушка, папа и дедушка. Психологи утверждают, что самые доверительные отношения между родителями и детьми возможны только в игре.
Для ребёнка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнёрами, - всё это является стимулом и главной ценностью игры, особенно для детей с проблемами в развитии. Как правило, эти дети испытывают дефицит общения в силу снижения двигательной активности. У детей с нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т. п.
При работе с такими детьми всё внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети с проблемами в развитии независимо от степени и глубины патологии при грамотной организации занятий играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в развитии.
1.2. Биологические аспекты игры
Двигательная активность является врождённой, жизненно важной потребностью человека. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объёмом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адоптивные возможности организма.
У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно- сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, подвижности в суставах, равновесия, выносливости и общей работоспособности.
Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями ДЦП, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности. В связи с этим, можно выделить три группы детей: с большой, средней и малой подвижностью.
Дети с большой подвижностью не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо выполняют простые задания, упражнения, избегая заданий, которые требуют точности, сосредоточенности. Повышенная интенсивность игры вызывает скорое утомление, что сказывается на общем поведении.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр.
Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в общение со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых.
1.3. Педагогические аспекты игры
Специально организованную игровую деятельность относят к игровому методу. Создаётся условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам. Целенаправленно подобранные игры развивают у детей мелкую моторику, координацию, равновесие, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Естественно, что в группах с разными видами ОВЗ содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности). Тем не менее, все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим видам деятельности, так как она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством выражения.
Подвижные игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.
По количественному составу участников игры могут быть индивидуальными, парными и коллективными. В индивидуальных играх каждый ребёнок сам устанавливает для себя правила и изменяет их по своему желанию. Дети дошкольного возраста играют в ролевые игры, выполняя при этом все роли участников. В парных играх участвуют двое, напарником могут быть другие дети, воспитатели. В коллективных играх одновременно могут участвовать и множество детей и всего несколько человек. Коллективные игры проводятся либо одной группой, либо с разделением на две-три команды.
Список использованной литературы:
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
2. Минскин Е. М. От игры к знаниям. – М., 1982.
3. Мухина В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985.
4. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума) / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. - М. :Просвещение, 1966.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 1978