Надежда Иванина
«Говорящая стена» как элемент РППС современного ДОУ, или Эффективный способ интерактивного взаимодействия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Созданию предметно–развивающей среды в ДОУ во все времена уделялось большое внимание. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Елизавета Ивановна Тихеева говорила, что в пустых стенах ребенок не заговорит. А современные ученые и педагоги – Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко и другие – считают, что насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей.
Публикация «„Говорящая стена“ как элемент РППС современного ДОУ, или Эффективный способ интерактивного взаимодействия дошкольников» размещена в разделах
Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и в предметно–развивающую среду. И сегодня перед педагогами стоит сложная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это - отправная точка для работы над целым направлением – созданием интерактивной образовательной среды.
Что же такое интерактивность? Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивная стена или «говорящая стена» носит функцию своеобразного путеводителя среди множества материалов, пособий, развивающих игр. Откуда же пришла к нам технология «говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества: впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т. д. То есть «заговорили» стены на самом рассвете человечества. Где сегодня используются «говорящие стены» в образовательном пространстве»? Это организованное пространство коридора или фойе («междисциплинарное» или межвозрастное, игровое, выставочное, не учебное, но образовательное, пространство отдельных помещений (эстетические, естественно-научные и др., групповые пространства (работа на зону «опережающего развития», никаких не работающих объектов, со значительным ресурсным потенциалом – чтобы каждый взял «свое» - что он готов и хочет взять).
Сегодня говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран. Она позволяет разнообразить пространство, сделать его привлекательным для детей, дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании среды, которая может изменяться и трансформироваться и при этом решает важные задачи: создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации; развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; обеспечивает эмоциональный комфорт.
«Говорящие стены» активно взаимодействуют с участниками образовательных отношений и неживых объектов, помогая ориентации первых и «оживляя» вторые. Они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия. В субъекто-субъектном образовательном процессе в коммуникации взрослых и детей «говорящие стены» также субъект, а не объект. Ими не любуются издалека, они не неприкосновенны. Они живые! Их создают и их могут уничтожить (преобразовать в нечто иное, в первую очередь, дети, как направляющие образовательный процесс. «Говорящие стены» - это зафиксированные следы развития ребенка, педагога, организации, раскрывающие процесс образования родителям и широкой общественности и в то же время фиксирующие результаты для их создателей. Они заостряют внимание, напоминают, направляют, организуют, комментируют, сопровождают. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы помогают изучать материал, высказывать свою точку зрения, свои предложения, идеи, создавать коллективное панно («настенную» роспись из текстов или изображений, сформировать ответ на поставленный вопрос.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Движение, звук, яркий наглядный материал, несомненно, привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Современные технологии, открывают широкий спектр возможностей для развития детей, в которых детям рассказывается об истории нашей цивилизации, народах и странах мира и многом другом, и которые позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, что очень актуально в дошкольном возрасте — умение самостоятельно приобретать новые знания. Соединяя современные технологии в интерактивном пространстве, создается тот самый эффективный диалог, где происходит включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех участников образовательных отношений.
Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты.
Список использованных источников:
1. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 09. 2017.
2. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», 2002.
3. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. – 2016
4. https://game2035.nitforyou.com/wp-content/uploads/2018/03/2.3_govorjashie_steny.pdf