Елена Гуськова
Формирование здорового образа жизни старшего дошкольника средствами детско-родительского клуба
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, самым непосредственным образом связанное со здоровьем человека. Основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития закладываются у ребенка в период дошкольного детства.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П. Ф. Лесгафт отмечал, что особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической; что чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности. Также известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания. Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве. Это позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и, в первую очередь, его полноценное физическое воспитание.
Публикация «Формирование здорового образа жизни старшего дошкольника средствами детско-родительского клуба» размещена в разделах
По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников. Главной проблемой является гипокинезия – пониженная двигательная активность. Она приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия гипокинезии – правильная организация физического воспитания с раннего детства. Основное средство изучения физической культуры – освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем ребенок хотел бы заниматься в будущем.
К сожалению, даже у тех родителей, которые всей душой за активное участие в укреплении физического здоровья ребенка и готовы не жалеть времени и сил на это нужное и важное дело, возможности для реального управления физическим воспитанием ребенка крайне ограничены.
Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи на физическое воспитание, на необходимость и пользу совместных спортивных занятий с детьми, чтобы работу по пропаганде физической культуры строить более дифференцированно, мы провели анкетирование и выяснили, например, следующее:
основными причинами, мешающими родителям уделять большее внимание здоровью детей, являются дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (52%, отсутствие специальных знаний и умений (27%); 15% респондентов считают, что их ребенок и так достаточно здоров, а 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.
Формирование здорового образа жизни и грамотного отношения к своему здоровью возможно через деятельность детских либо семейных оздоровительных клубов, которые ставят основной своей целью повышение эффективности физического воспитания, освоение родителями педагогических технологий физического воспитания и контроля за физическим состоянием ребенка.
Проанализировав и осознав ситуацию по физическому воспитанию в семьях наших воспитанников, мы посоветовались с родителями и создали детско-родительский клуб «Непоседы». Учредителями клуба являются родители и педагоги ДОО, его членами – воспитанники старших и подготовительных групп, а также родители и педагоги ДОО.
Цель данного клуба – повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Его задачи:
– научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи;
– привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей, их своевременному, полноценному физическому развитию и подготовке к школе;
– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Совместно мы разработали символику, гимн, девиз клуба, а также программу спортивно-оздоровительной работы, которую предполагается вести в рамках его деятельности. В настоящее время это народные подвижные игры, туризм, точечный массаж, веселые старты, развлечения, спортивные праздники и т. д. Девиз нашего клуба : «Мы веселые ребята, непоседы, дошколята. Любим мы играть, смеяться, физкультурой заниматься!» Веселая, здоровая атмосфера наших мероприятий передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению друг с другом, с педагогами и своими детьми. Вовлечение пап и мам в такие формы досуга, когда они на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем, и особенно детям, так это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
В результате проведенной работы подавляющее количество воспитанников старших и подготовительных групп имеют позитивную мотивацию на здоровый образ жизни. Дети проявляют интерес к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, интересуются содержанием игр и других посвященных здоровью, здоровому образу жизни форм взаимодействия с взрослыми и сверстниками; они мотивированы к участию в этих мероприятиях.
Литература
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. ,
2001.
2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Старший возраст : Пособие для практических
работников детских дошкольных учреждений. М., 1999.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной
гимнастики. М., 2010.
4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа
детского сада : Конспекты занятий. М., 2011.
5. Сборник подвижных игр для работы с детьми 2–7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. М., 2011.
6. Туризм в детском саду : Учеб. -метод. пособие / Под ред. С. В. Кузнецовой. М., 2013.
7. Щербак А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении.
М., 1999.