Приложение МААМ

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (6 фото)

Минина Ирина Евгеньевна
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. При формировании предпосылок математической грамотности игру рассматривают как метод обучения, вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Ключевые слова: математическая грамотность; игровая деятельность; современные игровые технологии; игра.

Публикация «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Главная задача, обозначенная в ФГОС ДО - создание условий для формирования целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования воспитанников. Одно из важных направлений в работе с дошкольниками, развитие познавательной сферы.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что познавательное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне познавательных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через игры с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

Особое значение придаю формированию математической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП и дополнительного образования является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно - образное. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже будет мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал. Он должен показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Передо мной встала проблема: какие приемы, методы, современные технологии использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Обучение по развитию математических представлений проводится в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка.

Играя в игры с математическим содержанием, дети легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В своей работе по формированию предпосылок математической грамотности использую современные игровые педагогические технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера.

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование математической грамотности у детей происходит через :

- Создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность.

- Оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само и взаимооценку в ролевых играх.

- Поисковую активность – математические задания поискового характера.

- Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.

Основная цель использования мною дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Работу строила с учетом этапности ведения игр с блоками, палочками, которое подразумевает 4 этапа. На первом этапе с детьми выделяли изолированно в каждой фигуре цвет, затем форму и величину. «Выложи все красные фигуры», «Выложи желтую дорожку из любых фигур». На втором этапе работали со свойствами фигур. В работе использовала такие методы: наглядный: рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление. Наглядный метод связывала со словесным. Например, в играх: «Необычные фигуры», «У кого в гостях Винни - Пух и Пятачок?». Словесные: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение. Практические: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх. Дети искали и сравнивали предметы по цвету, форме, размеру и толщине, составляли алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) в игре «Автотрасса». На третьем этапе закрепляла полученные умения детей и познакомила их с понятием отрицание свойств. «Домино», «Засели домик», «Помоги муравьишкам». На четвертом этапе в старшей группе проводила с детьми различные игры, направленные на отработку умения выделять и объединять свойства фигур. Например, игры с обручами, которые проводились в нескольких вариантах. «Где, чей гараж?», «Две дорожки», «Раздели блоки-3».

Цветные счетные палочки Кюизенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др. Палочки Кюзенера содействуют интеллектуально-творческому развитию детей. При создании игровых ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Маша и медведь».

Для более углубленной работы с детьми по формированию естественно-научных представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов разработала и реализовала с учетом интересов и потребностей родителей, дополнительную общеразвивающую программу «Маленькие логики». В качестве ведущей деятельности - игровая деятельность. Занятия по программе построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Программа состоит из двух блоков «Волшебные блоки и Цветные палочки» и «Мир шашек и шахмат».

Фото №1 При формировании предпосылок

В нашей стране шашечная и шахматная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая познавательные способности, формируя предпосылки математической грамотности детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с целью реализации поставленных задач смоделировала развивающую предметно - пространственную среду. В содержание «Центра Познания», кроме традиционных материалов по математике, включила и игры с шашками и шахматами. Наиболее эффективным способом достижения результата используем «Напольные шашки», где детям можно подвигаться и увидеть игру в большом масштабе. «Мир шашек и шахмат» это интеграция двух искусств, по накоплению знаний по шахматам дети получают в процессе игровой практики за шахматной доской в «Точке роста».

Конспекты занятий по ФЭМП математической грамотности игру рассматривают как метод обучения вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными Ключевые слова Математические представления ФЭМП математическая грамотность игровая деятельность современные игровые технологии игра

Такие виды искусства обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по-другому - это уровень понимания знаний детей. И не мало важным для педагога, как ребенок понимает поставленные задачи и использует свои знания на практике (решает задачи на развитие мышления).

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с математической грамотностью через игровую деятельность позволила качественно изменить уровень знаний детей.

Литература

1. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию. / Худ. Ю. В. Богатова. – СПб. :ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. – 56 с. : ил.

2. Новикова, В. П., Тихонова, Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова- М. Мозаика - Синтез, 2011;

3. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера». М. : 2008.

4. Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». СПб

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 20:57
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Минина Ирина Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД