Минина Ирина Евгеньевна
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. При формировании предпосылок математической грамотности игру рассматривают как метод обучения, вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Ключевые слова: математическая грамотность; игровая деятельность; современные игровые технологии; игра.
Публикация «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Главная задача, обозначенная в ФГОС ДО - создание условий для формирования целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования воспитанников. Одно из важных направлений в работе с дошкольниками, развитие познавательной сферы.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что познавательное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне познавательных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через игры с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.
Особое значение придаю формированию математической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП и дополнительного образования является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно - образное. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже будет мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал. Он должен показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Передо мной встала проблема: какие приемы, методы, современные технологии использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Обучение по развитию математических представлений проводится в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка.
Играя в игры с математическим содержанием, дети легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В своей работе по формированию предпосылок математической грамотности использую современные игровые педагогические технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера.
Формирование математической грамотности у детей происходит через :
- Создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность.
- Оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само и взаимооценку в ролевых играх.
- Поисковую активность – математические задания поискового характера.
- Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.
Основная цель использования мною дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Работу строила с учетом этапности ведения игр с блоками, палочками, которое подразумевает 4 этапа. На первом этапе с детьми выделяли изолированно в каждой фигуре цвет, затем форму и величину. «Выложи все красные фигуры», «Выложи желтую дорожку из любых фигур». На втором этапе работали со свойствами фигур. В работе использовала такие методы: наглядный: рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление. Наглядный метод связывала со словесным. Например, в играх: «Необычные фигуры», «У кого в гостях Винни - Пух и Пятачок?». Словесные: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение. Практические: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх. Дети искали и сравнивали предметы по цвету, форме, размеру и толщине, составляли алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) в игре «Автотрасса». На третьем этапе закрепляла полученные умения детей и познакомила их с понятием отрицание свойств. «Домино», «Засели домик», «Помоги муравьишкам». На четвертом этапе в старшей группе проводила с детьми различные игры, направленные на отработку умения выделять и объединять свойства фигур. Например, игры с обручами, которые проводились в нескольких вариантах. «Где, чей гараж?», «Две дорожки», «Раздели блоки-3».
Цветные счетные палочки Кюизенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др. Палочки Кюзенера содействуют интеллектуально-творческому развитию детей. При создании игровых ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Маша и медведь».
Для более углубленной работы с детьми по формированию естественно-научных представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов разработала и реализовала с учетом интересов и потребностей родителей, дополнительную общеразвивающую программу «Маленькие логики». В качестве ведущей деятельности - игровая деятельность. Занятия по программе построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Программа состоит из двух блоков «Волшебные блоки и Цветные палочки» и «Мир шашек и шахмат».
В нашей стране шашечная и шахматная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая познавательные способности, формируя предпосылки математической грамотности детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с целью реализации поставленных задач смоделировала развивающую предметно - пространственную среду. В содержание «Центра Познания», кроме традиционных материалов по математике, включила и игры с шашками и шахматами. Наиболее эффективным способом достижения результата используем «Напольные шашки», где детям можно подвигаться и увидеть игру в большом масштабе. «Мир шашек и шахмат» это интеграция двух искусств, по накоплению знаний по шахматам дети получают в процессе игровой практики за шахматной доской в «Точке роста».
Такие виды искусства обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по-другому - это уровень понимания знаний детей. И не мало важным для педагога, как ребенок понимает поставленные задачи и использует свои знания на практике (решает задачи на развитие мышления).
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с математической грамотностью через игровую деятельность позволила качественно изменить уровень знаний детей.
Литература
1. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию. / Худ. Ю. В. Богатова. – СПб. :ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. – 56 с. : ил.
2. Новикова, В. П., Тихонова, Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова- М. Мозаика - Синтез, 2011;
3. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера». М. : 2008.
4. Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». СПб