Эмма Рубцова
Мастер-класс «Модуль системы мониторинга метапредметных результатов «Смысловое чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
Рубцова Э. Т., учитель начальных классов "
МБОУ «СОШ №57» г. Курска.
Тема мастер-класса :Модуль системы мониторинга метапредметных результатов «Смысловое чтение». Умение объяснить поведение персонажа видеотекста через определение цели и результатов деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Модуль системы мониторинга метапредметных результатов „Смысловое чтение“» размещена в разделах
- Мониторинг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Цель мастер-класса :знакомство с линией «Интерпретация текста» метапредметного результата «Смысловое чтение», умения объяснить поведение персонажа видеотекста через определение цели и результатов деятельности.
Модель проведения мастер-класса
Приветствие, вступительное слово, необычное начало мастер-класса
- Уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной.
-Что должен уметь современный школьник, чтобы учиться без проблем, быть успешным учеником, а в дальнейшем – успешным работником? Уметь работать с разными видами информации. Какие виды информации вы знаете? (Числовую, текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную).
- С какими видами информации нам приходится работать на уроках? (Текстовой).
- Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно существовать в мире. К сожалению, каждый день на своих уроках мы встречаемся с тем, что ребята нас неправильно понимают, не так трактуют наши слова и тексты заданий, а что уж говорить об информации в учебниках.
Сегодня предлагаю поговорить о смысловом чтении.
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой
Презентация педагогического опыта (теоретическая часть).
-Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» представляет собой значительный комплекс, состоящий из большого перечня разнообразных умений. Представляется, что в рамках этого комплекса первоочередного внимания заслуживают наиболее общие, а также наиболее проблемные умения. Сегодня мы будем говорить о линии «Интерпретация текста», которая включает умение объяснить поведение персонажа видеотекста через определение цели и результатов деятельности.
Представление системы работы по формированию и развитию данного метапредметного результата
(на примере мультфильма «Гагарин»)
Работа проводится в кабинете, где возможно рассадить учащихся по одному за парту.
Необходимо предусмотреть возможность просмотра мультфильма непосредственно перед написанием работы.
На каждом столе перед учеником лежат два бланка. Бланк №1 «Мой взгляд на поведение гусеницы». Бланк №2 «Мой взгляд на поведение других гусениц».
Первый просмотр мультфильм «Гагарин». Время просмотра - 3 минуты.
Проведение имитационной игры с последующим представлением результатов
- Уважаемые коллеги, вашему вниманию будет представлен мультфильм «Гагарин», просмотрев который вы должны письменно ответить на вопросы. В процессе ответов у вас должен получиться связный текст.
Техническое задание 1
1. Посмотрите мультфильм
2. Выберите персонаж, о поведении которого вы будете составлять текст.
3. Возьмите бланк с названием, в котором говорится о выбранном вами персонаже мультфильма.
Техническое задание2
1. Посмотрите мультфильм второй раз, обращая особое внимание на поведение выбранного вами персонажа.
2. Письменно дайте развернутые аргументированные ответы на поставленные ниже вопросы.
Вопрос 1
- Назовите цель, которую поставил перед собой выбранный вами персонаж. Назовите не менее 4 действий персонажа, которые помогли вам понять цель его поведения.
Вопрос 2
- К каким последствиям привело поведение выбранного вами персонажа? Обоснуйте свое мнение 2-3 аргументами, опираясь на содержание мультфильма.
Моделирование
Процедура оценивания данного метапредметного результата.
Критерии
Критерии Параметры Показатели
1. Соответствие приведенных примеров содержанию тексту Все примеры для подтверждения цели взяты из текста 3
1-2 примера не соответствуют содержанию текста 1
Более 2-х примеров не соответствуют со-держанию текста 0
2. Соответствие заявленной цели персонажа и приведенных примеров Все примеры, приведенные для подтверждения цели соответствуют цели 3
1-2 примера соответствуют цели 2
Более 2-х примеров не соответствуют содержанию текста 0
3. Соответствие цели и примеров выбранному персонажу Все примеры для подтверждения цели относятся к выбранному персонажу 4
1-2 примера относятся к другому персонажу 2
Более 2-х примеров относятся к другому персонажу 0
4. Удержание
сюжета Приведены примеры из каждой смысловой части мультфильма 4
Примеры приведены из 3-х частей 2
Приведены примеры из 1-2 частей. 0
5. Качество аргументов объясняющих мнение о последствиях поведения персонажа. Приведенные аргументы являются суждениями 3
Часть аргументов является примерами 1
Вместо аргументов приведены примеры 0
6. Фиксация последствий поведения персонажа. Отражены последствия поведения для персонажа и для других. 3
Отражены последствия поведения только для персонажа. 1
Последствия поведения персонажа не отражены 0
Процедура оценивания (на примере мультфильма «Гагарин»)
Работа проводится в кабинете, где возможно рассадить учащихся по одному за парту.
Необходимо предусмотреть возможность просмотра мультфильма непосредственно перед написанием работы.
На каждом столе перед учеником лежат два бланка. Бланк №1 «Мой взгляд на поведение гусеницы». Бланк №2 «Мой взгляд на поведение других гусениц».
Первый просмотр мультфильм «Гагарин». Время просмотра - 3 минуты.
Знакомство учащихся с ТЗ 1 и ТЗ 2. В результате учащийся должен осуществить выбор персонажа и бланка для последующей работы. Не выбранный бланк подписывается «Черновик» и в дальнейшем используется для необходимых пометок. Время на выполнение - 5 мин.
Повторный просмотр мультфильма «Гагарин» для выполнения ТЗ2 - 3 мин. В ходе повторного просмотра учащиеся могут делать необходимые для них пометки на черновике.
Выполнение ТЗ 2. Сначала работа ведется на черновике, а затем текст переносится на выбранный ранее бланк. Время - 30 мин.
После окончания работы учащиеся сдают учителю все бланки (черновик и основной бланк).
Оценивание работы проводится в соответствии с предложенными критериями. Если не выполнен первый пункт ТЗ 2, работа получает 0 баллов и снимается с проверки.
Проверка и оценка работы может проводиться 1-3 учителями. При проверке несколькими учителями принимается коллегиальное решение.
Рефлексия
- Подводя итоги мастер – класса, попытаемся проанализировать свою деятельность, участие в работе мастер – класса, чему научился, какие мысли возникли, что осталось непонятным?
Мы узнали.
Мы услышали.
Мы научились.
Мы познакомились.
Мы увидели. Мы ощутили.
Мы почувствовали.
Мы поняли.
Мы убедились.
Мы были рады.
Мы уверены.
Мы считаем, что.
В следующий раз обязательно.
Мы советуем.
(Озвучивают свои тексты, пожелания, вопросы)
- Спасибо всем за внимание, за работу! До новых встреч