Наталья Комарова
Формирование и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
"Формирование и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Роль родителей в развитии художественно-эстетического развития детей"
Музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей и играет важную роль в процессе воспитания ребенка.
Публикация «Формирование и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование музыкальных способностей необходимо начинать с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные способности в будущем.
Музыкальные способности можно разделить на три вида:
Ладовое чувство – это умение определять ладовые функций мелодий, ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет тренировать музыкальную память и воображение.
Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.
Музыкальная деятельность - это разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.
Программы музыкального воспитания направлены на развитие художественно-эстетического вкуса детей дошкольного возраста. Эти программы помогают детям достичь целостности и гармонии и стать способной и креативной личностью в будущем.
Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста :
• Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
• К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Эти виды деятельности помогают детям развивать интерес к музыке и умение воспроизвести мелодию с аккомпанементом и без него.
• Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.
Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.
Ребенок, будучи в материнской утробе, различает звуки и проявляют эмоциональную реакцию на настроение родителей. Поэтому начинать музыкальное воспитание нужно еще до рождения ребенка. Спокойная и веселая музыка вызывает положительные эмоции. Лучше всего в этом возрасте воспринимается голос отца или матери. Пропевать мелодии можно без слов. Главное – это тихий ласковый голос родного человека.
Дети 2-3 лет способны активно воспринимать мелодии на протяжении 10 минут. В этом возрасте необходимо создавать у ребенка ассоциации с музыкой. Для этого можно использовать детские музыкальные пьесы, которые носят изобразительный характер.
Прослушивание музыкальных произведений должно проходить в тишине, чтобы малыша не отвлекали посторонние звуки. При этом виде деятельности желательно присутствие родителей. Мама может показать ребенку заинтересованность в произведении.
У детей 3-4 лет художественно-эстетический вкус развивается во время просмотра телепередач, прослушивания музыки и мультфильмов. Очень важна роль взрослых, окружающих малыша. Родителям необходимо следить за музыкальным воспитанием своих детей.
Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, его музыкальное восприятие становится более целенаправленным.
Формируется культура прослушивания мелодий, способность оценивать композиции. Формируется и развивается собственный вкус. Активно развиваются творческие способности.
Родители, занимающиеся развитием музыкальных способностей своих детей, очень скоро замечают эмоциональное, творческое, эстетическое развитие детей. Ребята растут творческими, раскрепощенными, эмоционально гибкими, способными к театрализации.
Главной задачей родителей в формировании и развитии музыкальных способностей является помощь ребенку в формировании художественно-эстетического вкуса.