Светлана Лесняк
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст – это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные качества взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится все важнее обращать внимание на духовно – нравственное воспитание дошкольников.
Так, 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
В общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1].
Основными задачами духовно – нравственного воспитания дошкольников должны стать :
*воспитание у детей любви к родине, к родному краю и к его истории;
*приобщение к культуре и традициям русского народа;
*развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, их речевой культуры [2,с. 47].
*воспитание милосердия, доброты, уважения к взрослым, любви к отечеству, к своей семье, к товарищам.
В нашем детском учреждении несколько направлений работы с детьми.
Духовно – нравственное направление, в рамках которого мы проводим тематические занятия по темам: «Моя семья», «Уроки нравственности», Россия – Родина моя» и т. д. Организуем проектную деятельность по темам: «Мой дом – Россия», «Лучший дворик», «День Победы», «Дом, в котором я живу».
Интересными для детей были беседы : «Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т. д.
Особую значимость приобретает чтение и анализ художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей. Литературный материал незаменим в духовно – нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные.
Закрепление знаний и представлений о нравственных ценностях происходит в игровой деятельности (игры – занятия, игры – инсценировки, сюжетно – ролевые). В современных играх с воспитателем дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя и т. д. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
Культурно – познавательное направление.
-развлечение («Масленица», «Проводы зимы», «День добра»);
Праздники («Золотая осень», «Новый год», «День защитника Отечества», «Женский день», «75 лет Победы», «День города Омска»). Красочные и торжественные праздники, проходившие в нашем детском саду, глубоко влияют на детское сознание и находят отклик. Детские впечатления обсуждают в диалогах, задушевных беседах. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [3];
-художественно - продуктивная деятельность ( выставки по лексическим темам: «Чудесные руки женщины», «Мой папа», «Новогоднее волшебство», «Подарок маме», «Рождество», «День Победы», «Моя любимая улица Омска»);
-целевые прогулки («Парк Победы», «Березовая роща»).
Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры и поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении. Они являются активными участниками и помощниками. Так, совместно с родителями были организованы проведены следующие мероприятия: ежегодная выставка «Флора», «Осенний марафон», «Зимние олимпийские игры», родительское собрание «Права ребенка», выставки семейного творчества «Моя улица», «Моя семья».
Вместе с родителями помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства и определить отношение к ним в процессе участия в проекте «Бабушкин сундук». Благодаря ему дети соприкасаются с деятельностью нескольких поколений. Но это происходит не механическим путем, а творчески. Организована совместно с родителями дошкольников выставка старинной утвари (самовар, прялка, швейная машина, вышивки, салфетки, предметы одежды). Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Творчество- главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Наши воспитанники неоднократно участвовали в конкурсах рисунков о Родине и родном крае («Любимые улицы нашего города», «Твори добро», областной конкурс «Наш большой и славный город»).
Различные формы сотрудничества помогают в достижении поставленных задач:
-папки- передвижки («Беседы о воспитании»);
-выставки семейного творчества («Рождество»);
-составление программы по духовно- нравственному воспитанию «Мой дом – Россия», в которой большая роль отводится совместной деятельности воспитателей с детьми и их родителями. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется сложное образование, как чувство любви к Родине. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (3-7 лет) и полностью реализуется в течении двух лет. В группе оформлены уголки: «Мое Отечество», «Уголок школьника», тематический стенд «Страна добрых сердец».
В этом году ко дню рождения любимого города Омска с дошкольниками в детском саду будут организованы следующие мероприятия: тематические занятия, конкурс рисунков «Мой любимый город Омск», конкурс чтецов «Я люблю свой город» и праздничный концерт «С днем рождения, Омск!».
Таким образом, проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников продолжает оставаться актуальной и требует дальнейшего совершенствования форм работы с детьми в данном направлении.
___
1. ФГОС ДО. М:УЦ Перспектива, 2014.32с.
2. Герасимова З. Козачек Н. Родной свой край люби и знай // Дошкольное воспитание. 2001. №12. С. 47-52.
3. Шорстова В. Ф. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015г.). Казань: Бук, 2015, С. 85-86.