Марина Пушкарева
ДОУ и семья — партнёры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На территории нашей страны Российской Федерации (РФ) проживает огромное количество семей. Все семьи различны между собой, как национальностью, образованием, так и социальным статусом в обществе. Но перед всеми, а именно семьёй как современным социальным институтом общества, стоит одна цель - вырастить полноценное подрастающее поколение будущих граждан России.
Публикация «ДОУ и семья — партнёры в развитии личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
К. Гальвицин говорил: " Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы". К сожалению, сегодня в обществе - век информационных технологий, семейное воспитание в ужасном состоянии (в прямом значении этого слова). Родители воспитанников очень мало уделяют время своим детям, ссылаясь на свою бесконечную занятость, порой взрослые раздражены и суетливы в своих действиях и высказываниях, не каждому родителю удается «с ходу» подобрать нужные слова при общении со своим дитя. Совместная деятельность взрослых и ребёнка дома вечером после рабочего дня ограничивается порой лишь «нажатием кнопки на пульте телевизора», а в выходные дни никто из родителей и не заморачивается выбором для общения с детьми видом деятельности с ребенком, а порой бывает и хуже. Одним словом, современные дети дошкольного возраста у нас - это узники возрастающих социальных и экономических сложностей и трудностей. Сегодня главной задачей российской семьи становится и формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родной земле, к отчиму дому. А как может родитель привить любовь к своей семье, стране у своего ребёнка, если ему всегда «некогда», «подожди», «потом» и т. д. А ведь воспитание - это сложный, упорядоченный процесс, который строится не хаотично, а последовательно, с соблюдением семейных традиций и обязательным присутствием тёплых взаимоотношений в семье между всеми её членами.
По мнению многих аналитиков и педагогов, для родителей сегодня крайне важно и необходимым является осознание важности семейного воспитания. По исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и ученых подсчитано, что 86% успешного воспитания зависит от семьи и только 14% - это воспитание в ДОУ, на улице и т. д. В современных требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) прописано, что «Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития…». Сегодня родитель воспитанника является участником не только воспитательно – образовательного процесса ДОУ, но и одним из представителей, кому должно быть важно, чтобы его ребёнок не только усвоил образовательную программу ДОУ, но и успешно подготовился к школе как будущий гражданин своей большой страны. Воспитатели детского сада и педагоги специалисты ДОУ сами без тесного взаимодействия с семьёй воспитанника не смогут на 100% выполнить цели и задачи ООП ДОУ (общеобразовательной программы ДОУ). По практике отмечу, что родители в основном не склонны откликаться на нужды ДОУ, потребности детей. Их главный принцип сегодня «за всё отвечает детский сад», «не знаю когда получиться», «постараюсь, но не обещаю…» и т. п. Как же помочь ребенку 3 – 7 лет не потерять драгоценное внимание к себе и общение со взрослым? Как поступить в сложившейся ситуации педагогу?
" Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени", - говорил Эстер Селедон.
" Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей", - В. А. Сухомлинский.
Стандарт ДОУ и современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители - основные социальные заказчики, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине детский сад сегодня ищет новые формы и методы работы, которые позволят учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции как у частников образовательных отношений при реализации ООП ДОУ.
В качестве эксперимента нашему детскому саду ОАО РЖД ЧДОУ № 136 г. Перми в январе 2016 года к общеобразовательной программе " Радуга", была предложена форма работы как " Детский календарь", авторами и создателями которого являются Т. Н. Доронова и С. Г. Доронов (г. Москва). Данное пособие разработано отделом дошкольного образования ФГАУ ФИРО. С родителями своей дошкольной группы (дети 3 – 4 лет) была проведена консультация, где подробно обозначено значение данной формы работы и их непосредственное практическое участие в реализации содержания «Детского календаря» в совместной работе с ребёнком.
Участие родителей в партнёрской реализации содержания «Детского календаря», который имеет структуру помесячной и каждодневной работы ребёнка и его родителя или воспитателя, поможет семье содержательнее обогатить свою совместную деятельность с детьми (ребёнком, способствует развитию всесторонне развитой детской личности. Такая форма как «Детский календарь» сплачивает всех членов семьи единой деятельностью (нужно выполнить с ребёнком то или иное задание и т. п., активизирует понимание семьёй собственных семейных ценностей, необходимости обучения культуры общения, стирает рамки национальности, грани недопонимания между семьями в целом.
В Федеральном законе от 01.01.14 г. в приказе №273-ФЗ " Об образовании в РФ" говорится:
ДО становится первым уровнем общего образования.
Родитель (законный представитель) несовершеннолетних обучающихся получает преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основу физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.
В свою очередь, ДОУ выступает как партнер в детско - родительских отношениях, т. к. участие семьи в образовании детей играет важную роль. Семья и детский сад в данном случае должны находиться в едином образовательном пространстве. Это два "корабля" идущих в одном направлении к одной цели - развитие полноценной личности дошкольника как будущего гражданина своей страны, что является замечательным сотрудничеством.
" Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги".
А. С. Сухомлинский.
В нашем детском саду мы используем новую форму «Детский календарь» для взаимодействия с семьей очень активно. Эта форма работы нравится и педагогам, воспитанникам и высоко оценивается их родителями. Наш коллектив ДОУ в постоянном поиске новых форм и методов работы с родителями воспитанников и надеется повысить уровень ответственности за воспитание своего ребенка среди взрослых участников педагогического процесса в ДОУ и поможет в решении цели – вырастить полноценное подрастающее поколение будущих граждан России. Вся совместная деятельность с ребёнком в семье не остается не замеченной самим малышом. Он обязательно об этом рассказывает в детском саду воспитателям, товарищам по возрастной группе, а главное он становится носителем, полученной им новой информации не посредством «я тебе говорю, а ты запомни…», а в партнёрской деятельности с любимым взрослым в кругу семьи. Педагоги ЧДОУ № 136 г. Перми продолжают использовать и внедрять продукт совместной "семейной работы" (результата деятельности родителя с ребёнком дома) в разных образовательных областях, в свободной самостоятельной детской деятельности, в режимные моменты работы возрастной группы. А также, совместно с родителями воспитанников проводятся развлечения, где также используются результаты работы по «Детскому календарю» детьми. Проводятся различного рода мастер - классы, разъяснительные беседы, выставки, пополняются информационные стенды для родителей и посетителей ЧДОУ.
Несмотря на разнообразие видов и типов семей в России, такая форма взаимодействия с семьёй как «Детский календарь» объединила в процессе своей работы все семьи воспитанников в одном конкретном взятом детском саду страны. Результаты есть, они очевидны для всех участников реализации содержания «Детского календаря» : родители стали серьёзнее в отношении воспитания своих детей, дети стали любознательнее и активнее. А любознательная и активная детская личность сейчас – это социально активный гражданин своей страны в будущем.