Марина Бендер
Дошколята дружат с математикой
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Л. А. Венгер
Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание уделяется обучению детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития. Одной из задач данной образовательной области является формирование элементарных математических представлений. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Дошколята дружат с математикой» размещена в разделах
Работая с детьми подготовительной группы, поставила перед собой задачи: воспитывать у детей интерес к процессу обучения математике, сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать новое. Научить детей учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – это главная цель в обучении детей. Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую, как на занятиях, так и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером. Закрепляем полученные математические знания в разных видах деятельности: в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет - на музыкальных и физкультурных занятиях и т. д.
Занятия по математике в подготовительной группе проводились 2 раза в неделю (по 30 мин.) и начинались они с проведения игровой минутки или проблемной ситуации, это вызывало у детей интерес и организовывало их на познавательную деятельность. Чтобы вызвать у детей интерес к занятиям по математике проводила их в игровой форме с использованием занимательного математического материала с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок и т. д.
На занятиях с детьми по ФЭМП использовала различные методы и приёмы, так же разнообразные наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Эстетично оформленные пособия вызывают у детей эмоциональный отклик и помогают успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы. На занятиях по математике решала не только образовательные задачи, но и воспитательные: знакомила с правилами поведения на занятии, а так же формировала такие качества, как: старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность.
В течении учебного года проводила следующие мероприятия: математический досуг : «Путешествие в Королевство Математики», развлечение «Математический КВН», игра-викторина «Счастливый случай», занятия: «Занимательная математика», игра «Джуманджи» и др. Эти занятия носят сюжетный характер, дети с удовольствием погружались в атмосферу путешествий, были активные, занимались с желанием, интересом, успешно выполняли поставленные перед ними задачи.
Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению. В группе создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : загадки-шутки; развивающие игры и упражнения; игры-головоломки; загадки; дидактические игры, счётный материал, геометрические фигуры и др.
Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе, а полностью зависит от правильной организации педагогами в ДОУ, образовательного процесса. Занятия для данного возраста по своим требованиям должны быть приближены к школьным и носить учебно-тренирующий характер, но должны также отличаться по форме организации.
Поэтому была разработана программа дополнительного образования по познавательной направленности: кружковая работа «Весёлый счёт» (по математике) в подготовительной группе. Каждую неделю с детьми проводилось по одному занятию, в которых дидактические и игровые упражнения предлагаются в определённой системе и последовательности, что очень важно для развития математических способностей детей. Занятия проводила в интересной игровой форме: включая дидактические игры и упражнения, обучающие игры в процессе которых дети играя - учатся. Дети с желанием и интересом посещали занятия, на которых были сформированы: знания о цифрах; умение соотносить количество предметов с числом и цифрой; научились устанавливать зависимость между ними; познакомились с математическими знаками; умеют составлять число из двух меньших; научились составлять и решать простые арифметические задачи; научились писать цифры в тетради в клетку (самостоятельно) и оценивать выполненную работу. В каждое занятие включены физкультминутки, которые играют положительную роль в усвоении программного материала. Работа по данному направлению ведется большая, по всем требованиям ФГОС, в соответствии с возрастом детей.
Так же проводилась работа с воспитателями ДОУ, участвовала в педсоветах, семинарах, мастер-классах. Целью этой работы было оказание методической помощи в работе по формированию математических способностей детей дошкольного возраста. Вниманию воспитателей предоставлены консультации на темы: «Нетрадиционные формы работы в организованной образовательной деятельности математике»; «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»; Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»; провела мастер-класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников».
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
Вся работа велась в тесной взаимосвязи с родителями. Взаимодействие с ними строилось на основе: установления доверительных отношений; открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке; обеспечение общей готовности ребенка к школьному обучению.
Родители активно включились в работу. В начале года с родителям было проведено анкетирование: «Математика для развития вашего ребёнка» по результатам анкетирования составила план работы с родителями. Чтобы повысить их компетентность о данной теме. Проводила беседы и консультации: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста», «Весёлая математика дома», «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»; «Учим детей логически мыслить»; родительское собрание «Математика - царица всех наук»; конкурс с родителями «Лучшая математическая игра своими руками»; игра - соревнование «Математическая игротека».
Регулярно в уголке размещалась наглядная информация, методические пособия, рекомендации. Часто родители обращались за советом.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию элементарных математических представлений позволила повысить уровень математических знаний, умений и навыков у детей. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать, дети стали более самостоятельными в решении различных проблемных ситуаций.
Бендер Марина Юрьевна
Воспитатель МКДОУ д/ с №12 с. Арзгир