Наталья Киреева
Консультация «Доброжелательный детский сад — это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброжелательный детский сад – это…
Подготовила воспитатель Киреева Н. Ю.
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их
счастливыми.
Оскар Уайльд
На данный момент очень остро стоит проблема воспитания детей, а именно проблема вовлечения ребенка в учебный процесс. Многие дети не хотят идти в детский сад или в школу по разным причинам: кто-то не ладит со сверстниками, кого-то не устраивает педагог, а кому-то просто не нравится атмосфера. В связи с этим недавно в Белгородской области было предложено разработать и воплотить в жизнь проект «Доброжелательная школа», «Доброжелательный детский сад» и «Доброжелательное учреждение дополнительного образования», в ходе которого должны быть реализованы основополагающие принципы счастливого детства : доброжелательность к детям, самореализация каждого ребенка как отдельной личности, безопасность детей, дружба и признание. Проект рассчитан до 2021 года и должен учитывать мнение каждого ребенка.
Публикация «Консультация „Доброжелательный детский сад — это…“» размещена в разделах
Я считаю, что разработка данного проекта – верное решение. Работая воспитателем в детском саду, я все чаще замечаю, что дети не хотят ходить в детский сад. Некоторые воспитатели им не нравятся, занятия кажутся скучными и неинтересными. Это усугубляется тем, что далеко не все воспитатели стараются исправить сложившуюся ситуацию, ведь можно заинтересовать и вовлечь в образовательный процесс абсолютно любого ребенка, если найти к нему правильный подход. Однако и воспитателей можно понять. Часто в группе очень большое количество детей. Это не противоречит СанПину, где количество детей в группе рассчитывается по размеру группы, однако работать с большим количеством детей очень сложно и не получается уделять одинаковое внимание каждому ребенку, из-за чего кто-то может почувствовать себя обделенным, кто-то начинает баловаться в попытке привлечь к себе внимание. Доброжелательный детский сад – это место, где комфортно ощущать себя должны и дети, и воспитатель.
Таким образом, для реализации данного проекта было бы не лишним уменьшить количество детей в группах, вследствие чего педагог сможет больше времени уделить каждому ребенку. Помимо этого не стоит забывать и об инновационной деятельности в детских садах и о современных образовательных технологиях. Основополагающей является здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей: контроль за питанием, мониторинг здоровья, физкультурные занятия, знакомство с культурой здоровья. Мной предлагается ввести дополнительные спортивные занятия по желанию детей: стретчинг, танцы, хатха-йогу, арт- и цвето-терапии. Так же следует обратить внимание на технологии исследовательской и проектной деятельности. Эта отрасль развита очень хорошо, проводится много конкурсов и исследовательских работ для дошкольников, что позитивно сказывается на их развитии, однако не лишним было бы ввести дополнительные занятия в рамках проводимого занятия «Ознакомление с предметным и окружающим миром», где дети смогли бы дополнительно проводить всей группой какие-либо опыты, ведь дошкольникам это очень интересно, им нравится все трогать, пробовать и познавать с помощью тактильных ощущений, однако для данных видов деятельности мало дополнительного оборудования либо инвентаря, а просто сидеть и слушать теоретический материал, периодически отвечая на задаваемые воспитателем вопросы, не всем детям интересно. Наиболее развитыми являются игровые технологии (являющиеся основными согласно ФГОС, однако следовало бы большее внимание уделять технологии «ТРИЗ», где сложный материал преподносится на примере сказок и бытовых ситуаций, и Лего-технологии, которая раскрывает воображение и пробуждает фантазию ребенка. Нельзя не уделить внимание и информационно-коммуникационным технологиям, которые в последнее время начинают стремительно развиваться. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся: компьютеры и ноутбуки, интерактивные доски, магнитофоны, фотоаппаратура и т. д. Однако далеко не во всех детских садах есть необходимая аппаратура, что затрудняет процесс образования. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Было бы полезным уделить большее внимание данным технологиям, чтобы заинтересовать детей в процессе получения знаний и вызвать у них желание заниматься и ходить в детский сад.
Конкретно в нашем детском саду используются методики преподавания Базарного, Воскобовича и Монтессори. Больший интерес дети проявили к методике Марии Монтессори и по опросам среди детей старшей и подготовительной группы было выяснено, что они хотели бы заниматься именно по этой программе, которая направлена на развитие самостоятельности, коммуникативных навыков, практической деятельности и самореализации личности. Во второй младшей группе проводится кружок «Волшебный карандаш» по нетрадиционному рисованию, что вызывает у детей больший интерес, чем обычные занятия по рисованию. Из оборудования и инструментария используются интерактивная доска, интерактивный стол, световой стол для песочной терапии, развивающий куб, развивающий зеркальный модуль, воздушно-пузырьковая колонна, сухой бассейн с шарами, кинетический песок. Почти все перечисленное оборудование используется в группе для детей с ОВЗ и большинство детей из такой группы с удовольствием ходят в детский сад и на занятия, где с ними проводят интересные уроки и уделяют каждому должное внимание, т. к. детей в подобных группах по нормам по количеству меньше, чем в обычной. Однако все дети из любой группы с удовольствием использовали бы данный инвентарь в своей деятельности.
Таким образом, доброжелательный детский сад – это то место, куда детям должно хотеться возвращаться, где каждый ребенок должен получать необходимое внимание, чувствовать себя в безопасности и иметь возможность самореализовываться и самостоятельно познавать мир с помощью необходимого оборудования и инвентаря и поддержки воспитателя, который должен в первую очередь быть другом для ребенка.