Чалова Наталья
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для родителей : «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире»
Выполнила:
воспитатель МБДОУ детский сад №323 «Сказка»
Чалова Наталья Валентиновна
Публикация «Консультация для родителей „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д. С. Лихачёв).
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего
поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви
к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному
достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к
представителям других национальностей, но и воспитание уважительного
отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества, государственной символике, традициям государства и
общенародным праздникам.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025г.» говорится о том, что одной из важнейших задач в области
воспитания детей и подростков является формирование и развитие
высоконравственной личности, которая понимает и принимает
отечественные духовные ценности, владеет надлежащими познаниями и
способностями. Личность, способная воплотить в жизнь
собственный потенциал в рамках сегодняшнего общества и готова к защите
родины и мирному труду во благо страны.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования ставятся цели по созданию условий для
становления основ патриотического сознания детей, акцентируется внимание
на необходимости активизации процесса воспитания патриотизма
дошкольника.
Таким образом, на современном этапе развития общества социальнонравственное, патриотическое воспитание становится одним из
приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных
организаций.
Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их
родителей : у них другие ценности, идеалы, правила, нормы поведения.
Изменилось отношение людей к Родине, семье и уважению к ближнему.
Одним из характерных проявлений низкого уровня духовного развития и
низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое
падение роли и значения Родины, ее традиций и обычай, как одной из
ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети
мало знают о своей малой Родине, стране, особенностях народных традиций,
часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе,
редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что
именно высокая патриотическая идея и есть тот фундамент, то основание, на
котором только и может выстраиваться духовность нашего подрастающего
поколения, его будущее в лице наших с вами детей, внуков и воспитанников.
Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО
направленно на следующие формы работы с детьми: увлекательные и
познавательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы
патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр
телепередач и фильмов, мультфильмов) в соответствии с темами НОД;
работа с родителями; экскурсии по достопримечательностям родного города,
края, посещение музеев и выставок.
Концепция развития дошкольного образования и Государственный
стандарт дошкольного образования призваны обеспечить воспитание
патриотов России.
Мы, педагоги, осознаем, что зачатки нравственных качеств надо
формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в
нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные, духовные,
патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте закладывается
основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира,
непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям,
сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие
черты характера, которые закладывают в основу нравственного и
патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д.
Для нравственного — патриотического воспитания важно знакомить
детей с прошлым своей страны, ее истоками – культурным наследием и
достояниями каждого города в отдельности. Недаром старинная мудрость
гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». В
изучении историко-культурного наследия страны помогают следующие
формы работы:
1. Фольклор. Одна из распространенных форм, которая способствует
формированию нравственных качеств, всей личности ребенка,
развитию его интеллектуальных и творческих способностей. При
формирование нравственных качеств можно широко использовать все
виды фольклора такие как, сказки, песенки, пословицы, поговорки,
хороводы и т. д.
2. Близкое окружение. Немалое значение для воспитания у
воспитанников интереса и любви к родному краю, улице имеет
ближайшее его окружение. Постепенно ребенок знакомится с мамой,
папой, соседскими детьми, детским садом, своей улицей, городом, а
затем и со страной, её столицей и символами. Все это на прямую
формирует у детей нравственные качества.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать народные праздники и традиции. В нашем детском саду
народные праздники занимают неотъемлемую часть в воспитании и
обучении нравственно – патриотических качеств дошкольников. Как в
любой семье есть свои традиции, а детский сад это одна дружная и
большая семья в которой тоже есть свои традиции такие как: «День
рождение детского сада», «День именинника», «День
семьи», «Мама, папа, я — спортивная семья» и многие другие.
4. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности близких
людей, которые основываются на конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, они
разъясняются детям такие важные понятия, как «Долг перед
Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг» и т. д.
5. Любовь к Родине — это и любовь к природе родного края. Общение с
природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах,
летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в
лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц.
Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь
природу, охранять ее.
6. На основе бесед о конкретных поступках детей воспитает
представления о доброте и честности. Используемые нами беседы «Что
такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по
которым мы живём», воспитает доброжелательность, желание
подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – из
всего этого сформируется личное отношение ребёнка к соблюдению
моральных норм, чувство долга.
7. Решение задач по воспитанию патриотизма младших дошкольников
возможно только во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
8. Организуя развлечение «Масленица», дети познакомились с
некоторыми традициями, обычаями, народного праздника.
Воспитанника разучили подвижные игры «Карусели», «Ручеек»,
«Золотые ворота», которые теперь используют и в самостоятельной
двигательной деятельности.
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего
гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это
результат длительного целенаправленного воспитательного
воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Здесь
немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие
нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от
родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими
впечатлениями обогатят.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи
выражается в установлении доверительных деловых контактов с
семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом
психолого-педагогической информации, обучении их способам
общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей,
воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический
процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей
среды.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных
средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи,
ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать
положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
патриотическому воспитанию.