Смирнова Ксения
Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.
Цель сопровождения :
Публикация «Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда;
- формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития.
Задачи сопровождения :
1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации педагога, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).
2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из этапов.
3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.
4. Формировать новые ценности в профессиональной деятельности.
Этапы методического сопровождения :
1 этап: Аналитико-диагностический
2 этап: Проектировочный
3 этап: Реализация маршрута
4 этап: Контрольно-оценочный
I этап- аналитико-диагностический
Цель: Получение информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности, выявление проблемы.
• изучение учебно-методического комплекса;
• посещение занятий;
• анкетирование;
• собеседования с педагогами;
• диагностика и самодиагностика профессиональных затруднений.
II этап- проектировочный
Цель: Совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности, разрешение имеющихся проблем.
• разработка плана самообразования;
• план работы по повышению квалификации;
• обобщение и распространение педагогического опыта.
III этап– реализация маршрута (практический)
Цель: Реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации.
Систематическое обучение:
• Консультирование;
• Семинары;
• Круглые столы;
• Деловые игры;
• Дискуссии;
• Конференции;
• Педсоветы;
• Курсы повышения квалификации;
• Школа педагогического мастерства.
Стимулирование педагогической активности :
• Смотры;
• Конкурсы;
• Методический день;
• Ярмарка-презентация опыта педагогов.
Коррекция самообразовательной деятельности:
• Ресурсы методического кабинета;
• Анонсирование новых поступлений.
IV этап- контрольно-оценочный
Цель: Совместное обсуждение результатов решения проблем.
• Мониторинг;
• Оценочный тест;
• Анкетирование родителей, коллег;
• Удовлетворенность педагога своими достижениями.
Результат реализации методического сопровождения педагогов :
наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;
стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в профессиональной сфере;
удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности;
рост числа участников конкурсов педагогических достижений;
развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию;
достижения воспитанниками оптимальных результатов.
Сущность профессиональной деятельности старшего воспитателя, организующего методическое сопровождение воспитателя.
Профессиональная компетентность старшего воспитателя : диагностика, проектирование, реализация и оценка маршрутов профессиональной деятельности воспитателей.
Методическое сопровождение как компетентность старшего воспитателя :
• Изучать воспитателя в педагогическом процессе детского сада, получать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности;
• Проектировать и помогать в реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения;
• Организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса;
• Использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения, организовывать работу с ресурсами методического кабинета с учетом запросов воспитателей;
• Организовывать процесс самообразования, повышать собственную профессиональную компетентность.
Основные направления методического сопровождения :
• Аналитическая деятельность
• Информационная деятельность
• Организационно-методическая деятельность
• Консультационная деятельность
Аналитическая деятельность включает в себя:
- Мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов
- Выявление затруднений дидактического и методического характера в коррекционно-образовательном процессе
- Изучение и анализ состояния и результатов методической работы методических объединений
- Создание базы данных
- Мониторинг состояния результатов и перспектив развития ДОУ
- Сбор и обработка информации о результатах работы в учреждении
- Изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта
Информационная деятельность включает в себя:
- Формирование банка информации
- Организация сетевого информационно-коммуникативного обслуживания ДОО
- Ознакомление педагогов с новинками литературы и опытом инновационной деятельности других учреждений, педагогов
- Анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, ИКТ технологиями
- Информирование о новых направлениях в развитии дошкольного образования
- Участие в проведении курсовой подготовки педагогических работников ДОО по проблемам информатизации системы образования
Организационно-методическая деятельность включает в себя:
- Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности
- Отбор форм организации педагогического процесса
- Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров. Конкурсов
- Организация работы методических объединений
- Подготовка педагогов к аттестации в аттестационный период
- Планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов
Консультационная деятельность
- Организация консультационной работы для педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ
- Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований
- Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания воспитанников
Структура методического сопровождения
Деятельностный аспект: мотивы – задачи – содержание – форма – методы – результаты.
Содержательный аспект: три взаимосвязанных направления подготовки педагогов : методическое, теоретическое, психолого-педагогическое.
Управленческий аспект: компоненты : педагогический, планирование, организация, контроль и регулирование.
Схема критериев методического сопровождения
1. Критерии результативности
2. Критерий рационального использование
рабочего времени педагогами 3. Критерии роста удовлетворённости педагогов своим трудом
Основные формы методического сопровождения по повышению профессиональной компетентности педагогов :
- традиционные (коллективные и индивидуальные)
- инновационные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)
Инновационные фронтальные формы:
- Педагогическая гостиная
- Открытые просмотры
- Семинар-практикум
- Аукцион педагогических идей
- Смотры-конкурсы
- Семинар
- Мастер-класс
- Педагогические советы
Инновационные подгрупповые формы:
- Городские конкурсы
- Школа молодого воспитателя
- Совет по охране прав детства
- Проектные советы
- Совет укрепления здоровья воспитанников
- Обмен опытом работы
- ПМПК
- Совет педагогов
Инновационные индивидуальные формы:
- Республиканские и всероссийские конкурсы
- Обобщение опыта работы
- Обучение в учебных заведениях
- Аттестация
- Педагогическое портфолио
- Наставничество
- Самообразовани
- Обучение на курсах повышения квалификации
Эффективность методического сопровождения воспитателя определяется по следующим показателям:
- По отношению к старшему воспитателю : обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада;
- По отношению к воспитателю : Удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;
- По отношению к дошкольному образовательному учреждению: Эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса. Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что: методическое сопровождение воспитателя рассмотрено как способ организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, позволяющий максимально удовлетворять потребности педагогов в получении своевременной методической помощи при решении образовательных задач детского сада;
Перспективы методического сопровождения (с учетом компетенций профессионального стандарта педагога)
• Формировать готовность педагогов работать с любым ребенком, разными детьми, принимать их, повышать профессиональную компетентность в организации педагогического процесса для детей общеобразовательных групп, комбинированных групп, детей с ОВЗ, ООП, инклюзии.
• Формировать готовность педагогов работать с одаренными детьми, сопровождать их развитие (проектировать ВОМ, ИОМ);
• Развивать компетентность педагогов во взаимодействии со взрослыми участниками (субъектами) образовательного процесса (коллеги, специалисты, рабочие группы, творческие группы, социальные партнеры, родители, сетевые проекты);
• Инновационное развитие педагога (освоение инновационных практик и проектирование собственных инноваций в дошкольном образовании, их распространение в ДОО и за ее пределами;
• Поликультурное и этнокультурное развитие педагога, билингвистическая компетентность;
• Освоение мониторинговых процедур образовательного процесса и умение использовать его результаты в образовании детей.
• Развитие умений педагогов анализировать образовательную деятельность, проводить самоанализ и самокоррекцию. Повышение личной ответственности педагога за результаты ОП.