татьяна солдатова
Логопедические игры в развитии речи ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические игры в развития речи ребёнка
Задумывались ли вы когда –нибудь, почему одни дети говорят грамотно и пишут, а другие,хотя и вызубрят наизусть правило правописания, все равно делают ошибки при письме?
Кто-то может подумать, что правило не выучил, но недостаточно правило выучить, важно его ещё и понять, важно «чувствовать» его, слышать, т. е. иметь чувство родного языка.
Темочки:
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
К сожалению, в наш век высоких технологий, снижается уровень культуры и развития связной речи детей. Это связано с тем, что все больше в нашу жизнь вХодят компьютеризация и Интернет, вследствие чего люди, а особенно дети дошкольного возраста и школьники теряют интерес к чтению.
Дети развиваются больше физически, чем психически. При этом с каждым годом растет объем знаний, который дети должны не просто запомнить, но и понять. В настоящее время создаются новые обучающие программы и методики, которые помогают подготовить ребенка к школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, взрослым нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них речи, как основного средства общения и способа познания. Часто взрослые плохо представляют себе, что такое речь и на что нужно обращать внимание в обучении ребенка. Что же нужно делать, чтобы речь малыша развивалась правильно? На этот вопрос ищут ответы психологи, педагоги, дефектологи, лингвисты и пр.
Ничто не мешает у ребёнка ещё в дошкольном возрасте развивать фонематический слух, чувство ритма, творческие способности к написанию стихов. Особенно полезны игры и упражнения, будут детям с нарушениями речи, поскольку у них страдает чувство ритма и мелодики родного языка, недостаточно развит словарный запас.
Логопеды, работающие в детском саду, много прикладывают усилий для формирования фонематического слуха и звукового анализа слова. ведь эти сформированные навыки – залог грамотности и успешного обучения в школе. Поэтому большое внимание следует уделить играм на развитие фонематического слуха и звукового анализа слов.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-та", основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Эльконин Д. Б. писал: "От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии".
Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Игра «Кто так говорит?»
Цель игры : научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.
Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Что это за звук»
Цель игры : научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.
Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.
Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети должны внимательно слушать и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе. Найденный звук должен произноситься четко.
Игра «Лото»
Цель игры : научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке. Оборудование: детское лото.
Ход игры. Игру лучше всего проводить с группой детей из 4—5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
Игры на развитие голоса
Игра «Протяни звук»
Цель игры : помочь ребенку развить речевое дыхание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха
Игра «Эхо»
Цель игры : развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Игры на развитие слоговой структуры слова
Игра «Повтори по порядку»
Цель игры : научить ребенка запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2—3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.
Игра «Повтори по слогам».
Цель игры : научить ребенка проговаривать слова по слогам.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога, кош-ка (2 слога, дом (1 слог) и т. д.
Игра «Выбери правильно»
Цель игры : пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы мужского и женского гардероба.
Оборудование: карточки с изображениями предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.
Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику — с женской.
Игра «Животные»
Цель игры : научить ребенка различать диких и домашних животных.
Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.
Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.
Игра «Назови предметы»
Цель игры : научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
Игра «Выполни последовательно»
Цель игры : научить ребенка употреблять в речи глаголы пове-лительного наклонения в единственном числе.
Оборудование: любимая игрушка ребенка.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Вот твоя любимая игрушка. А ты умеешь с ней играть? Давай уложим ее спать, а потом накормим и поиграем с ней». В том случае, если ребенку сложно выполнить ряд последовательных действий, то взрослый должен показать ему от начала и до конца, а потом инструктировать ребенка
Игра «Посчитай»
Цель игры : научить ребенка порядковому счету до 5 и обратно, согласовывать количественные числительные с существительными.
Оборудование: детское лото
Ход игры. Взрослый дает ребенку игровые карты, а сам берет маленькие карточки и начинает задавать вопросы: «У тебя есть одно ведро?», «Две куклы?» и т. д. Ребенок должен увидеть на своих картинках то же изображение, что помещено на маленькой карточке, и ответить, например: «У меня одно ведро»
Игра «Слова»
Цель игры : пополнить словарный запас ребенка.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет действие или признак действия. Задача малыша поймать мяч и назвать слово, противоположное по значению. Например, взрослый говорит «быстро», ребенок должен сказать «медленно». Если ребенку трудно сразу ответить, можно ему помочь.
Подобные игры следует проводить согласно возрасту.
Проводить занятия с ребенком лучше всего в игровой форме, ведь игра занимает главное место в жизни дошкольника. Именно игра делает обучение интересным и занимательным, а значит, и успешным. Для взрослого же игра является отличным средством всестороннего развития и воспитания ребенка.