Светлана Гордиенко
Консультация «Дидактические игры в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры широко используются педагогами как средство воспитания и обучения. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей. Дидактические игры применяются в целях обучения и умственного развития детей.
Публикация «Консультация „Дидактические игры в старшей группе“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Уровень умственного развития детей старшей группы характеризуется накоплением наглядно-чувственных представлений, простейших понятий, знаний о том,что окружает, узнают из рассказов, книг. Дидактические игрыв старшей группе направлены не только на наглядно- чувственное ознакомление с предметами, их свойствами и качествами, но и отражают жизненные явления. Характерной особенностью детей старшей группы является стремление к большей самостоятельности в играх, интерес к точности выполнения правил, в игровые действия дети способны внести инициативу, усложнение. Дидактические игры основаны не только на применении знаний, но и содержат в себе возможность добывать знания в процессе игры, например, в игре «Путешествие по комнате» дети классифицируют предметы по материалу, обогащают восприятия. В старшей группе широко используются словесные игры, где воспитатель задает детям вопросы, использует литературные тексты, игры-загадки. Со старшими детьми можно проводить игры небольшими группами и парные игры с шашками, домино. У детей проявляется избирательный интерес к содержанию и типу игр, который объединяет детей в дружеские взаимоотношения друг с другом.
Все эти особенности детей пяти-шести лет необходимо учитывать при определении роли дидактической игры в других играх и средств воспитания, применяемых в старшей группе.
Игры, содействующие развитию речи, ознакомлению с предметами, с природой, с трудом и жизнью людей.
«Кто больше запомнит, что из чего сделано» Цель:побуждать детей внимательно присматриваться к окружающим их предметам и определять, из чего они сделаны.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все предметы, находящиеся в комнате, можновзять и положить на столик или в корзинку. «Ведь шкаф нельзя уместить в корзинку», - воспитатель продолжает: «Посмотрим, кто больше правильно скажет, что из чего сделано». Дети вместе с воспитателем подходят к разным предметам, которые нельзя принести (мебель, оконные стекла, рамы, светильники и т. д., и рассказывают, из чего они сделаны.
Чтобы подвести итоги, воспитатель заготавливает цветные кружочки: тем, кто заметил, какие вещи из дерева -дает зеленые, из стекла –белые, из металла желтые и т. д.
Подобные игры можно проводить и на улице, во время прогулки.
«Путешествие по комнате» Цель: собрать предметы из разного материала: дерева, стекла, картона, металла, бумаги.
Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они играть в «Путешествие», и объясняет условия игры : брать только то, что можно положить в корзинку или мешочек. Воспитатель, чтобы уравнять условия, предварительно вносит в групповуюкомнату предметы из разного материала. Дети при помощи считалки делятся на несколько групп по числу введенных в условие игры материалов. Выигрывает та группа, которая соберет больше предметов.
Во время игры развивается взаимопомощь: дети уточняют представления друг друга, исправляют, уступают друг другу и т. д. В заключение каждая группа раскладывает на столик «свои находки» : называют предмет и материал, перечисляют каких предметов больше, и кто выиграл.
«Где и на чем люди передвигаются?»
Цель: обогащать представления детей и развивать их любознательность.
Воспитатель рассказывает детям о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздает большие карты: на одной из них изображено -море, на другой- улица, на третьей –небо, на четвертой –рельсы, на пятой –шоссе. На маленьких карточках изображены различные способы передвижения: поезд, самолет, вертолет, автомобиль, велосипед, лошадь др. Каждый из играющих подбирает средства передвижения в соответствии с содержанием центральной карты. Выигрывает тот, кто быстрее соберет свои картинки и придумает маленький рассказ о том или ином способе передвижения.
«Кто знает?» Цель: уточнить знания детей о животных.
Воспитатель, подобрав серию картинок с изображением домашних и диких животных, кладет их обратной стороной вверх на стол. Дети по очереди открывают картинки, говорят, кто изображен на ней, какую пользу или вред приносит человеку. За каждый правильный ответ воспитанник получает значок- жетончик. Выигравшими считаются те дети, у которых окажется больше значков-жетончиков.
«Вершки и корешки» Цель: уточнить знания детей об овощах.
Воспитатель раздает детям ботву разных корнеплодов (свеклы, моркови,репы и др., отдельно в корзине лежат овощи без ботвы. Вынимая какой-нибудь овощ, воспитатель говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва от овоща, поднимают руку и показывают ботву. Те, которые узнали правильно, получают овощи к ботве.
Эту игру лучше проводить осенью, а в другие времена года можно использовать картинки.
«Какое время год?» Цель: приучать детей слушать описание природы в стихах или прозе и соотносить его по временам года.
Игровую ситуацию создает вопрос-загадка «Кто узнает?»
У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты вперемежку. (см. приводимые ниже подбираемые самим воспитателем).
Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - открывает карточку, читает текст:
«Светит солнышко. Тает снег. Побежали по дорогам ручьи. Прилетели грачи. Развесили скворечни. Душистыми белами цветами зацвела черемуха»
«На зеленой полянке прыгают зайчики. Колхозники начали сев. Скоро прорастут в теплой земле семена»
«Жарче и жарче греет солнышко. Ходят ребята купаться, ловить рыбу. Сладким медом пахнет розовый клевер»
«Колхозники косят траву. На берегу колхозники сушат сено. Широко раскинулось колхозное поле. Зреет богатый урожай»
«Ребята набрали полные корзины грибов. Черные тучи закрыли небо, загремели раскаты грома, и пошел дождь. А вскоре вновь засияло солнце»
«Золотую высокую рожь и пшеницу жнут и вяжут в снопы машины. Колхозники убирают в полях урожай»
«Слышно, как в саду падают с деревьев спелые яблоки»
«Все короче и короче день. В радужные краски одеты леса»
«Колхозники убирают овощи: картофель, свеклу, морковь, репу, лук, капусту.
Улетели на юг ласточки. Приготовились к зиме колхозники. Полны кладовые золотого зерна, овощей, фруктов»
«Дети учатся в школе, а после катаются на санках, лыжах, лепят снежных баб. Красив лес, покрытый снегом. Много в лесу звериных следов. Бродит хитрая лисица»
После того как воспитатель проведет игру с использованием отрывков в прозе, усложняет игру, читает стихотворные загадки о временах года:
-Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает?
-Снег на полях. Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает?
-Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?
-Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает?
Игры, способствующие развитию пространственных ориентировок и речи детей:
«Найди флажок» Цель: развивать умение детей с наглядными ориентировками в пространстве.
Воспитатель вместе с детьми прячет флажок. Водящему указывают ориентиры и направление, например: «Дойди до скамейки, поверни налево, дойди по тропинке до поворота, поверни направо, ищи!» В этой игре задание частично связано с наглядными ориентирами. Чаще всего такая игра проводиться на прогулке. В ней может участвовать вся группа.
«Куда пойдешь?» Цель: развивать детей в пространственных ориентировках и понимание слов, их обозначающих.
Воспитатель прячет игрушки в различных местах групповой комнаты, например: мишку –справа от предполагаемого местоположения ребенка в игре, матрешку слева за шкафом, флажок сзади за картинкой, машину –впереди под столом и т. д. Обращаясь к ребенку, воспитатель говорит: «Направо пойдешь –мишку найдешь, налево пойдешь –матрешку найдешь, назад пойдешь –флажок найдешь, вперед пойдешь – машину найдешь. Куда хочешь пойти? Ребенок должен громко сказать, куда он пошел, что и где нашел, в каком направлении шел обратно.
«Эхо» Цель: развивать у детей слуховое внимание.
На одном конце групповой комнаты находятся дети, среди которых кто-либо по очереди выполняет роль «эха», на другом конце ребенок говорит то или иное слово (слово произносится тихо). Если ребенок не услышал, а кто-либо из детей расслышал и правильно повторил слово, выигравшим считается правильно повторивший. Это условие побуждает всех детей активно прислушиваться, слушать.
Итак, для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений, умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, радоваться успехам и помогать друг другу.