Получи документы

Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира

Оксана юклова
Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Детское экспериментирование как средство

познания старшими дошкольниками окружающего мира

Аннотация. В статье автор акцентирует внимание на актуальности познания старшими дошкольниками окружающего мира. Раскрывается технология проведения детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста. Подробно представлено описание развивающей предметно-пространственной среды по организации детского экспериментирования в детском саду.

Публикация «Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира» размещена в разделах

Ключевые слова: экспериментирование, развивающая среда, картотека, исследование.

Annotate. In the article the author focuses on the relevance of the knowledge of the senior preschool children of the world. Reveals the technology of the children's experimentation with children of senior preschool age. Detailed description of the educational subject-spatial environment on the organization of children's experimentation in kindergarten.

Key words : experimentation, development environment, file Cabinet, study.

Многие классики педагогики считали детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности, так как для полноценного развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Детское экспериментирование, по мнению многих исследователей, является методом «близким к идеальному» при формировании представлений об окружающей естественно-научной действительности и экологических представлений. Согласно гипотезе Н. Н. Поддъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль [1].

Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым [1].

Следовательно, собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненного опыта дошкольника. В старшем дошкольном возрасте у ребенка расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

В нашем детском саду работа по детскому экспериментированию проводится как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной. При проведении экспериментов важно соблюдать следующие этапы:

- постановка проблемы (задачи);

- поиск путей решения проблемы;

- проведение опытов;

- фиксация наблюдений;

- обсуждение результатов и формулировка выводов.

В процессе экспериментирования дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает; дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет; стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое; ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться; воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Во время эксперимента с водой на тему «Почему осенью бывает грязно?» дети сравнивали, сопоставляли, делали выводы, высказывали свои суждения и умозаключения. Детьми был сформулирован вывод, что при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Очевидно, что одним из важных условий реализации детского экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Л. Н. Прохорова выделяет следующие критерии проектирования такой среды :

- открытость, доступность детям;

- популярность, степень использования детьми;

- состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы – карточки, фиксация результатов);

- эстетичность материала;

- участие родителей [2].

В группе детского сада создан центр по знакомству детей с окружающим миром, где имеются интересное и разнообразное оборудование и материал для исследования. Например, в уголке природы имеются оборудование для трудовой деятельности (лопата, лейка, грабли для посадки и ухода за растениями); природный материал для опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое); календарь наблюдений; справочный материал для познавательной деятельности и обогащения сенсорного опыта. Силами родителей, детей и педагогов были созданы флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, дождемер, фартуки для проведения опытов, картотеку детских опытов, обновили паспорт экологической тропы. В рамках организации детского экспериментирования нами были приобретены: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты, пробирки, мерные стаканчики, чашки Петри, весы, песочные часы, тазики с крышками, песочные наборы, различные ёмкости, счетные палочки Кюизинера, дидактические игры познавательного характера.

В работе также были использованы более сложные нетрадиционные способы экспериментирования, некоторые из которых требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое, а вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини лаборатории «Маленький исследователь». Наиболее интересными, на наш взгляд, были эксперименты с апельсином, на изучение вулканов, на выращивание кристаллов и другие. В лаборатории имеются игры с макетами, сюжетно-ролевые игры («Спасатели»,развивающие игры («Весёлые пески») и т. д.

Проведение экспериментов позволяет детям использовать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, познавательной, исследовательской.

Интересными для детей и родителей стали совместные тематические встречи. Викторина «Волшебница водица», развлечение «Собираем полезные советы». Родители одновременно получали возможность более тесного общения с детьми и приобретали педагогические знания. Традиционно в детском саду проводятся конкурсы детско-родительских поделок «Дары осени», «Зимние фантазии». Работая над проектом «Царство камней», дети выбрали себе наиболее полюбившийся им камень, подготовили мини-презентацию о нем, познакомив своих сверстников с интересной информацией, составленной с помощью родителей. В ходе проекта ребята узнали о происхождении камней, их физических особенностях. Итогом работы стала замечательная коллекция камней и подготовленная детьми энциклопедия.

Таким образом, организация детского экспериментирования является эффективным средством познания детьми старшего дошкольного возраста окружающего мира при условии соблюдения поэтапности эксперимента и создания развивающей предметно-пространственной среды.

Список литературы

1. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М., 1999.

2. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Методические рекомендации. АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание как предпосылка познания окружающего мира ПЛАН: I. Понятие сенсорного воспитания II. Психолого – педогогические основы сенсорного воспитания. III. Задачи и содержание сенсорного.

Детское экспериментирование как средство формирования предпосылок учебной деятельности В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы,.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Театрализованная деятельность у дошкольников, как способ познания себя и окружающего мира. Театр – это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. Через ход и правила игры театральных постановок, этюдов ребенок знакомится.

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира Мастер-класс с педагогами Тема: «Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира».

Творческий проект «Узнаем — познаем — развиваемся». «Эксперимент — как возможность познания окружающего мира».Творческий проект «Узнаем — познаем — развиваемся». «Эксперимент — как возможность познания окружающего мира». как возможность познания окружающего мира». Тип проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: кратко-срочный Предмет.

Экспериментальная деятельность детей раннего возраста как средство познания окружающего мира Демина Ю. В., Глущенко Е. Н., Федулова С. В. воспитатели МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» г. Губкин В течение всего.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира Творческая группа «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира» Руководитель: Лободанова Надежда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира
Опубликовано: 24 декабря 2016 в 17:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Оксана юклова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД