Приложение МААМ

Статья «Чтобы понимать музыку» (4 фото)

Людмила Кухарчик (Тимченко)
Статья «Чтобы понимать музыку»
▼ Скачать + Заказать документы

«Чтобы понимать музыку, ее надо много слушать» Д. Д. Шостакович

Статья «Чтобы понимать музыку»

Как известно, существуют два взаимосвязанных процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые, по мнению Е. В. Назайкинского, доктора искусствоведения и преподавателя Московской консерватории, существенно различаются. «Восприятие музыки - это нечто слышимое и действующее на орган слуха», рассуждает ученый, в то время как: - «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественно - эстетический феномен». Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве 25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, метал. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи. В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей.

Публикация «Статья „Чтобы понимать музыку“» размещена в разделах

Модель построения стратегии и тактики музыкального развития, воспитания и обучения дошкольников, лучше всего отражает китайская пословица: “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю”. Мы, как музыкальные руководители, ставим своей задачей сделать слышимое - услышанным, звучащее – видимым, процесс слушания интерактивным. Для обогащения музыкальных представлений, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания мы используем разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия.

Одной из таких форм является постановка в детском саду музыкальных театрализованных спектаклей в рамках проекта «Времена года». Это такие интегрированные мероприятия, как «Осенний бал», «Зимняя симфония» и «Весенняя фантазия». В процессе спектаклей дети, находясь то в роли активных участников, то в роли внимательных зрителей, знакомятся со временами года языком музыки, живописи, театра и литературы, что послужит хорошим стартом для развития и интеграции деятельности дошкольного учреждения и музыкальной школы №2 в области художественного воспитания ребенка-дошкольника.

В рамках Программы взаимодействия нашего ДОУ и музыкальной школы №2 была создана «Филармония дошкольника», которая доказала свою жизнеспособность и эффективность уже на протяжении нескольких лет. Цель данного проекта-приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.

Фото «Чтобы понимать музыку»

В результате интеграции деятельности нашего ДОУ и ДМШ №2 удалось упорядочить совместную работу, наладить методическое и информационное сопровождение проводимых мероприятий, а самое главное, художественно обогатить жизнь ребенка дошкольника средствами классической музыки. Тематика встреч в «Филармонии дошкольника» многообразна:

«Мир музыкальных звуков»

«Музыкальные инструменты»

«Музыкальный зоопарк» (изобразительность в музыке)

• «Времена года в музыке русских и европейских композиторов»

«Сказка в музыке»

Незабываемые впечатления у детей остаются после встреч с «живой» музыкой, исполняемой как педагогами, так и воспитанниками музыкальной школы. Отрадно заметить, что более 40% нынешних учащихся музыкальной школы№2 в прошлом являлись выпускниками нашего ДОУ. Нам, как педагогам детского сада, было приятно увидеть на сцене бывших выпускников.

Статья - фото

Понимая ценность общения дошкольника с классической музыкой, мы в рамках своего детского учреждения в 2014 году приступили к реализации проекта ««Виртуальные странички музыкального альманаха».

С помощью интерактивных технологий дети погружались в волшебный мир музыки «Детского альбома» П. И. Чайковского, знакомились с «Танцами кукол» Д. Д. Шостаковича, встречались с героями «Детской музыки» С. С. Прокофьева.

Музыкальное восприятие рассматривается как сложный процесс со-творчества композитора, исполнителя и слушателя. Одним из продуктов восприятия становится «вторичный» музыкально-ритмический образ.

По мнению В. В. Медушевского, профессора Московской консерватории, «пластическое прочтение» музыки помогает выявить ее скрытый смысл, так как музыкальное движение является одним из самых ярких проявлений анализа музыки. Мы же можем добавить, что движение выражает потребности ребенка, способствует их наилучшему удовлетворению, что в свою очередь, обеспечивает возникновение у детей интереса к познанию и проникновению в мир музыки. Импровизационное хореографическое творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Это нас подтолкнуло к созданию еще одного проекта «Музыкальные картины», в основу которого взято творчество М. П. Мусоргского и К. Сен-Санса. Данный проект транслировался в рамках Федеральной стажировочной площадки, где получил одобрение слушателей-стажеров из Кемеровской области.

Фото №1 Чтобы понимать музыку ее надо много слушать Д

Таким образом, ориентация на ценности музыкального искусства, как части общей духовной культуры, оказало огромное значение для развития ребенка-дошкольника. Регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки, активизировало зрительное восприятие, улучшило внимание, память, повысило показатели вербального и невербального интеллекта. Мы рады, что классическая музыка нашла свой отклик и зажгла яркий огонечек в душе наших воспитанников.

Публикации по теме:

День музыкиДень музыки Здравствуйте, коллеги. Недавно, 1 октября, всё музыкальное сообщество отмечало всемирный День Музыки. «Музыка сопровождает человека в течение.

Использование компьютерных технологий на музыкальных занятиях. Видео Как научить детей слушать музыку?Применение компьютерных технологий на музыкальных занятиях. Одним из основных видов деятельности на музыкальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Чтобы понимать музыку»
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 16:56
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Чтобы понимать музыку»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кухарчик (Тимченко) (УИ 293054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД