Приложение МААМ

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей пространственной среды

Марина Прищепова
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Группу № 12 для детей старшего возраста посещают 16 детей в возрасте от 5 до 6лет. Из них: 9- мальчиков, 7- девочек. По состоянию здоровья имеют: 1 группу здоровья - 1 человек, 2 группу здоровья - 15 человек.

Детей с тяжелыми нарушениями здоровья нет.

У всех детей изначально был поставлен диагноз нарушения речи: ОНР III уровня речевого развития - 9 человек ; ОНР IY уровня речевого развития -7человек.

В группе реализуется Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 22 комбинированного вида Красносельского района Санкт–Петербурга.

Публикация «Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей пространственной среды» размещена в разделах

Все дети начали посещать дошкольное учреждение с 01 сентября 2016 года. Предметно-развивающая среда в группах для детей старшего возраста имеет свои особенности.

Игрушки и пособия для детей старшей логопедической группы должны помогать воспитателю решать задачи познавательно-речевого развития, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в окружающем мире, развитие уме6ния обобщать и классифицировать, добиваться чистого звука- и словопроизношения. В логопедической группе усилено оборудование для задач по звуковой культуре речи и связной речи детей. Среди пособий большое место отведено играм со звучащим словом, играм с буквами, упражнениям на составление слов, предложений. Так как дети логопедической группы требуют индивидуального подхода в работе по развитию речи, то количество общих пособий увеличено.

В уголках художественно-речевой деятельности должно быть много пособий для стимулирования фантазии детей, развития умения сюжетосложения, умения адекватной речевой презентации своих сочинений.

Игрушки и дидактический материал отличаются многообразием, что закладывает потенциал не только разнообразной деятельности, но и реализации собственных интересов ребенка, его творческих проявлений.

В группе предусматривается насыщение среды познавательными книгами, рабочими тетрадями, средствами измерения ( как условных: емкости, полоски, веревки и т. п. ; так и общепринятых: календари разного вида, часы с разными циферблатами и песочные, линейки и т. п., материалами, для организации экспериментирования, развивающими играми. Следует отдавать предпочтение головоломкам, играм, основанным на логических преобразованиях.

В образовательную среду группы включены фотографии, предметных картинок, фигурок позволяющих обобщать людей по возрастному, половому признаку, наборы картинок, дающие возможность воссоздавать последовательность возрастного развития человека. Сюжетные картинки, иллюстрации книг, репродукции картин предоставляют детям возможность анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей и взрослых, выделять мотивы поведения детей, выражать отношения к поступкам с позиции известных правил.

Предметная среда должна давать возможность удовлетворять интересы дошкольников к элементарным сведениям по истории и культуре своей Родины (дом, район, город, страна). Этому способствуют атласы и карты, детская энциклопедическая литература, наборы слайдов, макеты. Игровые уголки целесообразно обогатить настольными играми на темы достопримечательностей города и страны, конструкторами, фигурками людей и игровыми материалами для обыгрывания сюжетов из истории страны и ее современной жизни.

Оборудование группы мы разметили по принципу не жёсткого центрирования, что позволяет детям объединяться небольшими группками по общим интересам. Всё игровое пространство доступно детям : игрушки, дидактический материал, игры

Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, т. е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям. Стены в групповом помещении выкрашены в тёплый бежевый цвет. Мебель имеет светло-коричневый цвет, для безопасности закреплена к стене. Это создаёт благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой детей уверенность в безопасности. Столы трапециевидной формы, имеют закругленные углы (что не травмоопасно, ножки столов легко регулируются, в соответствии с ростом детей. Столы расположены «ромашкой», что не копируют школьный подход и предполагает работу не ‘над’, а ‘вместе’ с детьми. Сквозь стеллажи и низкие столы, которые отделяют групповые центры, просматривается все пространство группы,что даёт возможность наблюдать за ребенком в процессе его деятельности на расстоянии. (приложение№1)

Трансформируемость предметно-пространственной среды в группе достигается

за счёт компонентов предметно-пространственной среды, в зависимости от образовательной ситуации или в соответствии с игровым замыслом ребенка.

В группе:

- Трёхярусные кровати вдоль стен - спальное помещение, отгороженное наполовину невысоким игровым стеллажом.

- Пространство между кроватями с ковровым покрытием -используем как спортзал для спортивных игр и проведения гимнастики. Здесь же, под окном, находится уголок со спортивным инвентарём.

- Во время занятий, если требует тема, или в непогоду,спортзал превращается в кинозал. На глухой стене -большой монитор для просмотра видеоматериала (познавательного, по Петербурговедению, произведения детских писателей, русские народные, авторские сказки).

- Это же пространство используем для организационных моментов, игр, физ. минуток во время занятий.

- Иногда, чаще утром, дети здесь же разворачивают игры с применением мягких модулей, пластмассового конструктора. Играют в дидактические игры.

- На поверхностях третьего яруса кроватей расположены невысокие книжные полки с книгами, а чуть дальше - столик, диван и книжный шкафчик.

- Книжный столик используют иногда для дидактических игр,игры в шахматы или шашки.

- сами кровати (спинки) используются для демонстрационного, информационного, печатного, игрового материала.

Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Бывает в группе больше мальчиков, тогда в группу вносим больше конструкторов, кубиков, машин, солдатиков разных эпох, военную технику, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи, дворцы, улицы с разметкой дорог не только на ковре, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин», «кафе», «ателье мод», «парикмахерскую».

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. У нас дети старшего возраста, поэтому коробочку с игрой могут расположить в любом, подходящем месте игрового пространства.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус, дом и т. д.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции у детей.

В группе организованы различные пространства, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Продумано рациональное использование шкафов (с одной стороны – игровая среда для организации сюжетно-ролевой игры, с другой – ниша с полками, на которых размещены дидактические игры). Стены шкафов, также несут различную информацию - в прозрачных карманах размещается съёмный иллюстративный материал (опорные таблицы для обучения детей рассказыванию, сказки с пользованием вертикальной поверхности стены). Данная стена творчества удобна тем, что на ней легко можно располагать как индивидуальные работы воспитанников, так и коллективные или фотогазеты. У каждого воспитанника группы имеется папка, в которую он может сложить свои работы.

Все помещение группы разделено на центры:

Приемная группы (раздевалка) является неотъемлемой частью предметно-развивающей среды.

Игровой материал меняется по мере необходимости, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательно- исследовательской деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами. Наряду с игрушками для сюжетной игры, детям предоставлен неоформленный материал : природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также являются заменяемыми, чтобы стимулировать развитие воображения детей. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения. В нашей группе наполняемость предметной развивающей среды направлена на разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной и двигательной деятельности.

Образовательный центр оснащен необходимыми материалами для проведения непосредственно-образовательной деятельности. Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Здесь имеются игры и пособия, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом из серии «Читаем сами», пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления. Это планшеты с заданиями, игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото, Танграм; настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Сложи квадрат», «Ассоциации» и многое другое, игры Никитина, палочки Кюизинера, блоки Дьенеша», «Поиск затонувших кораблей» ,«Уникуб», «Кубики для всех»и другие.

Игровой центр оснащен уголками (парикмахерская, кухня, предметы быта, больница, магазин) и атрибутами для сюжетно – ролевых игр.

. Настольные игры: «Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи – фрукты», материалы для экспериментирования: природный материал (шишки, семена, ракушки, каштаны, камни, разные виды бумаги, лупы, трубочки. Комнатные растения размещаются в этом центре. В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями. На стене находится календарь природы, рядом лежат дневники наблюдений. В центре природы размещены: календарь природы, коллекции, гербарии, иллюстративный материал, муляжи овощей и фруктов, дидактические игры по экологии, поделки с сезонной тематикой, разные виды комнатных растений, энциклопедии о растениях и животных,

В группе есть уголок «Экспериментирования», «лаборатория природы». На подставке установлен большой аквариум с водой (емкость, рядом находятся сосуды, с узким и широким отверстием разной формы, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие. Также в уголке «Экспериментирования» находятся., разные емкости, различные предметы, пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки, почва, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, опилки, стружка пенопласта.

Центр театрализованной и музыкальной деятельности оснащё н разнообразными видами театров: настольный, пальчиковый, теневой, би - ба - бо. Изготовлены костюмы, маски, головные уборы, элементы нарядов для игры в театр. С целью закрепления полученных знаний оборудован музыкальный уголок с инструментами: дудочки, свистульки,металлофон, маракасы,деревянные ложки, детская гармошка,колокольчики, трещётки.

Есть музыкальный центр с записями классической и народной музыки, различных сказок, детских песенок, потешек, звуками природы.

В центре физической культуры имеются различные пособия, способствующие развитию двигательной активности и моторики детей по решению задач их гармоничного развития. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В зонах двигательной деятельности содержатся: мячи, скакалки, обручи, детские гантели, материалы для закаливания, коррекции плоскостопия, разнообразная информация о видах спорта, о значении занятия спортом, физической культурой. Здесь решаются образовательные задачи, поскольку дети получают информацию о влиянии того или иного упражнения на определенную группу мышц. Некоторый инвентарь изготовлен руками воспитателей и родителей: коврики, косички для массажа стоп, чурбачки с гранями, паралоновые бантики

В центре безопасности имеется макет – «Улица», наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт», настольные игры («Правила дорожного», «Азбука пешехода», «Улиц», «Кто быстрее потушит»).

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Центр конструирования предназначен для развития конструктивного и пространственного мышления, совершенствования навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу, формирования мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Имеются строительные материалы (крупногабаритные деревянные напольные конструкторы, конструкторы (конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам («Лего», «Металлик», детали конструктора (набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки.

Для решения задач правильного произношения в самостоятельной деятельности, для совершенствования навыков, полученных в совместной с логопедом деятельности организован речевой центр. В группе большое внимание уделяется центру речевого и креативного развития, что включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки, лепестки цветов). В центре дети имеют возможность самостоятельно заниматься развитием дыхания, самостоятельно выполнять рекомендации учителя – логопеда по исправлению речевых нарушений. Центр развития речи оснащён иллюстрированными альбомами различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Наши папы, наши мамы» и т. д., наборами предметных и сюжетных картинок, дидактическими играми на звукопроизношение, мнемотаблицами, много дидактических игр для развития мелкой моторики, для укрепления кисти рук, пальцев

Центр краеведения и патриотизма содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей, дидактические, настольно-печатные, самодельные игры. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного города. Центр оснащен глобусом, картами, символикой России, куклами в нарядах петровской эпохи, в русских костюмах; макеты: собора, церквей, быта до петровской деревни, мини макетами достопримечательностей СПб.

Так же имеются карты центра города, района и нашего микрорайона, слепой картой, картой экологической зоны Спб. Есть картотеки многочисленных головоломок,ребусов, кроссвордов, проблемных вопросов, загадок, задач, стихов, двустишей-запоминалок, рабочих листов. Оформлены семейные фотоальбомы «Наши путешествия».

На участке имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой двигательной активности детей; мини-стадион, оборудованный баскетбольными щитами, полоса препятствий, тропа здоровья. Ежегодно на участке проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению. Имеются разнообразные зеленые насаждения (деревья и кустарники,газоны, клумбы, цветники,мини-огород.

Динамичность развивающей среды группы обусловлена активностью и самих воспитанников, т. к. одним из условий её изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами воспитанники и их родители насыщают развивающую среду группы новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ и т. д.

При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек. Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Так, в группе, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности, т. к преобладающее количество мальчиков. Имеются игровые зоны отдельно для мальчиков и девочек, совместные игровые зоны.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Мальчикам всегда нужно больше места. Для них отведено дополнительное место для строительных игр, увеличено количество машин.

Девочки, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им созданы условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.

Для развития творческого замысла в игре девочек имеются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. для мальчиков: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, сшиты шлемы космонавтов, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в группе обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности. Весь материал является функциональным, а не витринным: ребенку удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом, что безусловно важно для детей нашей группы, так как у большинства нарушена координация движений, не развита моторика. Материалы хранятся в удобных и практичных ёмкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах с яркими метками-значками, облегчающих выбор).

В помещении группы находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, они выносятся из группы.

Мы считаем, что созданная предметно-развивающая среда, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, способствует интеллектуальному развитию детей

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе компенсирующей направленности педагога создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Справка зачитана на общем собрании (протокол № 2 от 29.11.2016г.)

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы в создании предметно-развивающей среды Видео Сегодня каждый педагог стремится к созданию благоприятных условий для развития своих воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных.

Аналитическая справка по предметно-развивающей среде во второй младшей группе Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность.

Аналитическая справка создания предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Группу раннего возраста "Капельки" в 2015-2016 учебном году посещали 17 детей в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 8 мальчиков. I группа.

Информационно-аналитическая справка. Положительные результаты по обновлению и создании развивающей среды «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!». Василий Сухомлинский. Характеристика музыкального.

О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть: - содержательно-насыщенной,.

Описание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды группы изостудия «Волшебный карандаш» Якубович Н. И. Приходя в детский сад, пройдя.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в детском учреждении является правильная организация предметно-развивающей.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Справка по тематическому контролю Реализация требований ФГОС в оснащении развивающей предметно–пространственной среды ДОУ Комиссия в составе заведующего ___, старшего воспитателя ___, старшей медсестры___ в период с __ по __ 201_г. проанализировала.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей пространственной среды
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 16:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей пространственной среды» (включая файлы) размещена пользователем Марина Прищепова (УИ 954463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД