Инна Владимировна Колодяжная
Актуальные проблемы логопедической помощи в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Самой приоритетной задачей дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является компетентностно-ориентированное образование. Оно направлено на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста. Только в деятельности у детей формируются самостоятельность, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности, а это базисные составляющие ключевых компетентностей, которые в более полной мере будут сформированы в процессе школьного обучения. Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.
Публикация «Актуальные проблемы логопедической помощи в условиях ФГОС до» размещена в разделах
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Мы учим детей:
ориентироваться в книгах, игрушках, рассказе сверстника и взрослого;
понимать и принимать задание и предложение взрослого;
доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
задавать вопросы на интересующую тему;
делать выводы из полученной информации;
выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
спокойно отстаивать свое мнение;
спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Для формирования данных компетентностей педагоги используют технологии, формы, методы обучения, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка. К технологиям, поддерживающим компетентностный подход относится технология развивающих игр. В педагогическом процессе эта технология позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игравой деятельности, организованной взрослым. Эта технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью взрослого и самостоятельно.
Наша цель - сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в средней и в высшей школах.
Наша задача – обучение без принуждения.
Наше кредо – в каждом ребенке заложен огромный потенциал и талант. Его нужно вовремя найти и развить.
Если говорить об актуальных направлениях логопедической помощи, то развитие устной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешного обучения в школе, что требует выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности ДОУ и школы в решении воспитательно-коррекционных задач.
C каждым годом в современной России увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития. Обоснованную тревогу у педагогов и специалистов образовательных учреждений вызывает увеличение количества детей с нарушением логической и смысловой памяти, нарушением всех форм общения и межличностного взаимодействия, низким уровнем развернутой связной речи.
По данным статистики 59% воспитанников ДОУ России не обладают достаточной речевой готовностью к школьному обучению.
Данные мониторингового исследования в нашем ДОУ на начальном этапе также выявили проблемы в речевом развитии детей дошкольного возраста: 42% детей старшего дошкольного возраста с трудом выделяли главное, не последовательно излагали основные действия и события в повествовании; 54% дошкольников не владели образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями речью. В монологической речи дети с трудом строили связный рассказ, пересказывали знакомый текст, пропуская смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делали ошибки в построении предложений. То есть были недостаточно сформированы навыки построения связного рассказывания.
Поэтому одним из направлений нашей работы с целью повышения мотивации, уровня речевой компетентности детей, развития их речевого и интеллектуального потенциала стала организация речевой интерактивной предметно – развивающей среды в группах, создание дидактических игр и пособий нового содержания.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль же взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному речевому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
В педагогическом процессе предусмотрено в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями:
1) совместная партнерская деятельность взрослого и детей, при которой взрослый руководит действиями ребенка, или, если ребенок не может сам выполнить какое-либо действие, он обращается к помощи и содействию взрослого.
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Интерактивность предметной развивающей среды обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) его дальнейшую перспективу. Большую роль в этом играет взаимообучение детей.
Для этого разработанные дидактические игры и пособия имеют признаки интерактивности: они могут предполагать как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих речевых изменений и дополнений.
При подборе и создании игровых речевых пособий главным и определяющим стало использование компетентностного подхода в организации интерактивной предметной развивающей среды, при котором процесс постановки целей отличается от традиционных тем, что дети не только осваивают определенные знания и умения, но и реализовывают свой речевой и интеллектуальный потенциал в практических заданиях; учатся мыслить самостоятельно, высказывать независимые суждения и оценки.
В работе необходимо опираться на классификацию ключевых компетентностей, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста три:
- технологическая компетентность;
- информационная компетентность;
- социально-коммуникативная компетентность.
В процессе речевых игр с данными дидактическими пособиями дети дошкольного возраста овладевают всеми тремя видами ключевых компетентностей.
1. Формируется технологическая компетентность, поскольку в процессе игр у дошкольников развивается умение понимать инструкции взрослого, способность описывать технологию, алгоритм своей деятельности, чётко их соблюдать.
Работа по обучению детей образной речи начинается с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений также происходит в несколько этапов (Дидактическое пособие «Развивающий стол логики и анализа «Цепочка признаков предмета») :
1 этап - отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
2 этап - составление сравнений по заданным признакам;
3 этап - детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
2. В процессе речевых игр у детей формируется способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную в игре информацию для планирования и осуществления своей деятельности, расширяются сведения об окружающем мире, т. е. активно происходит формирование информационной компетентности у дошкольников.
Например, дидактическое пособие «Логический цилиндр», «Логические часы», которые позволяют сформировать у детей осознание речевых основ (словообразование и словоизменение усвоение антонимов и синонимов, слов – рифм и многое другое, дает возможность видоизменять накопленный в повседневном использовании речевой опыт (демонстрация пособия) .
При компетентном подходе в процессе игр идет стимулирование речевой активности ребенка дошкольного возраста. Это наглядно демонстрирует дидактическое пособие «Веселый кот», которое представляет собой готовый дидактический материал для развития фонематического слуха, умение придумывать слова на заданный звук, составлять загадки, сравнения, стихи, рифмованные строчки (демонстрация пособия).
Поскольку наглядный материал детьми дошкольного возраста воспринимается лучше, используем в совместной и самостоятельной деятельности детей мнемотаблицы, что позволяет им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, обогащает связные высказывания.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : строение рассказа, его последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.
Активно используется нами в работе «Тренажер речевой активизации», разработанный Т. Роговенко. Его использование позволяет развивать у детей фонематический слух, расширять речевые возможности, поддерживать высокий темп работы, не вызывая переутомления. В основе тренажера лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике и предусматривающий опору на сохраненные анализаторы. Поэтому большая роль в нем отводится наглядности, ощутимому присутствию того, о чем говорится (демонстрация пособия).
Игровые задания видоизменяются, организуются упражнения на составление рассказов, рифмованных текстов, выявление навыков правильного составления предложений; коррекцию фонематического слуха, зрительного, слухового внимания и памяти, формирование самоконтроля и самооценки (показ упражнений) .
3. Используемые в работе речевые игры имеют большой потенциал для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников, поскольку в них в непосредственном диалоге дошкольник получает необходимую информацию, представляет и отстаивает свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других сверстников, соотносит свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействует с членами группы, решающими общую задачу.
Работе дошкольных образовательных учреждений используют примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы Нищевой в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в логопедических группах дошкольных образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В программе выстроены система коррекционно-развивающей работы, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей; описана система диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.
Рекомендована педагогам дошкольных образовательных организаций комбинированного и компенсирующего вида
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.
Таким образом, важно сказать, что фгос основываеся на компетнтностный подход, а это новая философия нашего времени. Это другая экономика, где главным ресурсом становится человек. Это иная политика, признающяя человека полноправным с первого момента его появления в мире…
Мы любим тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что – малыш,
За то, что – растешь,
За то, что на маму и папу похож,
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.