Получи документы

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Даутова Наталья Валерьевна
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация ребенка в детском саду.

Адаптация - процесс немного болезненный, но необходимый для взросления малыша. Срок адаптации ребенка зависит от особенностей психики ребенка и подготовленности малыша к детскому саду. Обычно он занимает от 2-х недель до 3-х месяцев и проявляется в виде снижения аппетита, нарушения сна, изменений в поведении (плаксивость, агрессия, апатия) и т. д.

Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах

Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой

исследований было выделено три фазы адаптационного процесса :

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги

уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного

темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами

(длится 3—5 месяцев);

3 Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате

дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

От чего зависит степень адаптации к детскому саду

Многие факторы могут влиять на то, как быстро ребенок пройдет адаптационный период, например:

• Возраст и навыки ребенка. Если малыш уже умеет пользоваться столовыми приборами, самостоятельно ходить на горшок, засыпать без помощи взрослого, ему будет проще адаптироваться к изменившимся условиям. Обычно такие навыки хорошо развиты у детей в возрасте трех лет. В этом же возрасте уже есть устойчивый интерес к сверстникам, малыши хотят общаться и играть вместе. Поэтому отдавать малыша в детский сад слишком рано, скорее всего, не стоит.

• Здоровье. Выше мы обсудили, что адаптация занимает много ресурсов организма. Если у ребенка есть хронические заболевания, по какой-то причине его организм ослаблен, у него плохой иммунитет, то, скорее всего, трудностей в адаптационный период будет больше. Например, родители могут столкнуться с тем, что ребенок постоянно болеет — стоит один раз сходить в детский сад, как он обязательно подхватит какой-то вирус.

• Социализация. Чтобы быстрее адаптироваться в саду, ребенку нужно уметь взаимодействовать с другими детками. Если вы часто выходите гулять на детские площадки, водите ребенка в развивающие кружки, на детские мероприятия, ему будет проще в саду, даже если это незнакомый для него коллектив. Если же малыш большую часть времени проводил дома с мамой, поход в детский сад может спровоцировать сильную тревогу.

• Темперамент. Если ребенок сангвиник, он быстро привыкнет к окружению. Такие детки легко идут на контакт и включаются в деятельность. Труднее может быть холерикам, которые склонны конфликтовать, могут быть взрывные и непросто уживаться с другими ребятами. Зато они отходчивые и тоже быстро привыкают к изменениям. Флегматик может быть равнодушен к переменам или, наоборот, с трудом адаптироваться, так как приходится менять привычный ритм. А вот тяжелее всех обычно приходится меланхоликам, которые принимают все близко к сердцу, легко расстраиваются и обижаются.

Адаптация ребенка проходит на двух уровнях:

-на физическом уровне ребенку надо привыкнуть : к новому режиму, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы, необходимости самоограничения, невозможности уединения, новой пище, новым помещениям и т. д.

- на психологическом уровне малышу необходимо привыкнуть: к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д., необходимости самостоятельно справляться со своими проблемами, к большому количеству новых людей и необходимости взаимодействия с ними, необходимости отстаивать свое личное пространство.

ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ:

Сон: малыш хорошо спит днем и ночью, иногда просыпается, но с легкостью засыпает вновь.

Аппетит: хорошо кушает, но может выказывать пристрастия или избирательность.

Психика: спокоен.

Здоровье: здоров.

Особенности поведения: не плачет, без истерики отпускает родителей и остается в саду, играет.

Особенности развития: в норме, но может быть слегка заторможенным в реакциях.

Общение: контактирует с педагогами и сверстниками, может попросить воспитателя помочь, играет с другими детьми.

• Время адаптации : около двух недель.

Иногда при легкой степени адаптации сон и аппетит ребенка все-таки нарушены, но это длится около 1-2 недель.

СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ:

Сон: ребенок не спит днем или спит беспокойно.

Аппетит: плохой, мало ест, может отказываться от некоторых продуктов.

Психика: малыш часто плачет, настроение его может меняться.

Здоровье: часто болеет ОРВИ, простужается.

Особенности поведения: возбужден, со слезами и криком отпускает и встречает маму, после ее ухода предпочитает быть в одиночестве, может заняться игрой, но ненадолго.

Особенности развития: может наблюдаться замедленная речь.

Общение: к другим детям в группе равнодушен или общается поверхностно, у воспитателя постоянно интересуется, скоро ли за ним придут родители.

• Время адаптации : от двух недель до полутора месяцев.

При средней форме адаптации, если крошка чувствует поддержку близких и воспитателей, привыкание может произойти довольно быстро, и малыш начнет демонстрировать познавательную активность и охотнее общаться с окружающими.

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ:

Сон: не спит днем, а ночью сон его тревожен, прерывист, малышу снятся кошмары, может вскрикивать во сне и просыпаться в слезах.

Аппетит: плохой, вплоть до отказа от еды, возможна рвота невротического характера.

Психика: подавлен, агрессивен, предпочитает уединение.

Здоровье: может перенести множество заболеваний с осложнениями.

Особенности поведения: крик, плач, агрессия (особенно после ухода матери, может отказываться заходить в группу, заниматься и играть с другими детьми.

Особенности развития: малыш не способен к познавательной активности, а из-за сильного стресса угнетены внимание, память, мышление, иногда начинаются проблемы с речью.

Общение: не идет на контакт с воспитателями, избегает сверстников или демонстрирует агрессивное поведение.

• Время адаптации : более двух месяцев или никогда.

В случаях тяжелой формы адаптации врачи могут порекомендовать родителям воздержаться от посещения детского сада.

Адаптацию можно считать завершенной, когда пропадают все вышеперечисленные негативные показатели поведения и состояния: у ребенка налаживается аппетит, он крепко спит, у него хорошее настроение, приобретенные ранее навыки восстанавливаются, а вес соответствует возрасту.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЛЕГЧИТЬ РАССТАВАНИЕ С МАЛЫШОМ

• Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.

• Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.

• Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.

Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» МБДОУ «Гдовский детский сад №4» «Адаптация детей в детском саду» Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна 2016 год Адаптация - это приспособление.

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 15:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Даутова Наталья Валерьевна (УИ 2091247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД