Даутова Наталья Валерьевна
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка в детском саду.
Адаптация - процесс немного болезненный, но необходимый для взросления малыша. Срок адаптации ребенка зависит от особенностей психики ребенка и подготовленности малыша к детскому саду. Обычно он занимает от 2-х недель до 3-х месяцев и проявляется в виде снижения аппетита, нарушения сна, изменений в поведении (плаксивость, агрессия, апатия) и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста
В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой
исследований было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги
уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного
темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами
(длится 3—5 месяцев);
3 Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате
дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
От чего зависит степень адаптации к детскому саду
Многие факторы могут влиять на то, как быстро ребенок пройдет адаптационный период, например:
• Возраст и навыки ребенка. Если малыш уже умеет пользоваться столовыми приборами, самостоятельно ходить на горшок, засыпать без помощи взрослого, ему будет проще адаптироваться к изменившимся условиям. Обычно такие навыки хорошо развиты у детей в возрасте трех лет. В этом же возрасте уже есть устойчивый интерес к сверстникам, малыши хотят общаться и играть вместе. Поэтому отдавать малыша в детский сад слишком рано, скорее всего, не стоит.
• Здоровье. Выше мы обсудили, что адаптация занимает много ресурсов организма. Если у ребенка есть хронические заболевания, по какой-то причине его организм ослаблен, у него плохой иммунитет, то, скорее всего, трудностей в адаптационный период будет больше. Например, родители могут столкнуться с тем, что ребенок постоянно болеет — стоит один раз сходить в детский сад, как он обязательно подхватит какой-то вирус.
• Социализация. Чтобы быстрее адаптироваться в саду, ребенку нужно уметь взаимодействовать с другими детками. Если вы часто выходите гулять на детские площадки, водите ребенка в развивающие кружки, на детские мероприятия, ему будет проще в саду, даже если это незнакомый для него коллектив. Если же малыш большую часть времени проводил дома с мамой, поход в детский сад может спровоцировать сильную тревогу.
• Темперамент. Если ребенок сангвиник, он быстро привыкнет к окружению. Такие детки легко идут на контакт и включаются в деятельность. Труднее может быть холерикам, которые склонны конфликтовать, могут быть взрывные и непросто уживаться с другими ребятами. Зато они отходчивые и тоже быстро привыкают к изменениям. Флегматик может быть равнодушен к переменам или, наоборот, с трудом адаптироваться, так как приходится менять привычный ритм. А вот тяжелее всех обычно приходится меланхоликам, которые принимают все близко к сердцу, легко расстраиваются и обижаются.
Адаптация ребенка проходит на двух уровнях:
-на физическом уровне ребенку надо привыкнуть : к новому режиму, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы, необходимости самоограничения, невозможности уединения, новой пище, новым помещениям и т. д.
- на психологическом уровне малышу необходимо привыкнуть: к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д., необходимости самостоятельно справляться со своими проблемами, к большому количеству новых людей и необходимости взаимодействия с ними, необходимости отстаивать свое личное пространство.
ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ:
• Сон: малыш хорошо спит днем и ночью, иногда просыпается, но с легкостью засыпает вновь.
• Аппетит: хорошо кушает, но может выказывать пристрастия или избирательность.
• Психика: спокоен.
• Здоровье: здоров.
• Особенности поведения: не плачет, без истерики отпускает родителей и остается в саду, играет.
• Особенности развития: в норме, но может быть слегка заторможенным в реакциях.
• Общение: контактирует с педагогами и сверстниками, может попросить воспитателя помочь, играет с другими детьми.
• Время адаптации : около двух недель.
Иногда при легкой степени адаптации сон и аппетит ребенка все-таки нарушены, но это длится около 1-2 недель.
СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ:
• Сон: ребенок не спит днем или спит беспокойно.
• Аппетит: плохой, мало ест, может отказываться от некоторых продуктов.
• Психика: малыш часто плачет, настроение его может меняться.
• Здоровье: часто болеет ОРВИ, простужается.
• Особенности поведения: возбужден, со слезами и криком отпускает и встречает маму, после ее ухода предпочитает быть в одиночестве, может заняться игрой, но ненадолго.
• Особенности развития: может наблюдаться замедленная речь.
• Общение: к другим детям в группе равнодушен или общается поверхностно, у воспитателя постоянно интересуется, скоро ли за ним придут родители.
• Время адаптации : от двух недель до полутора месяцев.
При средней форме адаптации, если крошка чувствует поддержку близких и воспитателей, привыкание может произойти довольно быстро, и малыш начнет демонстрировать познавательную активность и охотнее общаться с окружающими.
ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ:
• Сон: не спит днем, а ночью сон его тревожен, прерывист, малышу снятся кошмары, может вскрикивать во сне и просыпаться в слезах.
• Аппетит: плохой, вплоть до отказа от еды, возможна рвота невротического характера.
• Психика: подавлен, агрессивен, предпочитает уединение.
• Здоровье: может перенести множество заболеваний с осложнениями.
• Особенности поведения: крик, плач, агрессия (особенно после ухода матери, может отказываться заходить в группу, заниматься и играть с другими детьми.
• Особенности развития: малыш не способен к познавательной активности, а из-за сильного стресса угнетены внимание, память, мышление, иногда начинаются проблемы с речью.
• Общение: не идет на контакт с воспитателями, избегает сверстников или демонстрирует агрессивное поведение.
• Время адаптации : более двух месяцев или никогда.
В случаях тяжелой формы адаптации врачи могут порекомендовать родителям воздержаться от посещения детского сада.
Адаптацию можно считать завершенной, когда пропадают все вышеперечисленные негативные показатели поведения и состояния: у ребенка налаживается аппетит, он крепко спит, у него хорошее настроение, приобретенные ранее навыки восстанавливаются, а вес соответствует возрасту.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЛЕГЧИТЬ РАССТАВАНИЕ С МАЛЫШОМ
• Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
• Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
• Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
• Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.