Анастасия Рогачева
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы
Аннотация
В статье парциальная программа рассматривается как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, способствующее максимальному приближению образовательного процесса к ребенку, его потребностям и интересам. Педагогическим средством реализации парциальной программы автор определил культурные практики как повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации ребенка, связанные с содержанием жизни и его взаимодействием с другими людьми.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы» размещена в разделах
Ключевые слова: дети раннего возраста, детский сад, адаптация, культурные практики, парциальная программа.
Keywords: early childhood, kindergarten, adaptation, cultural practices, partial program.
Социальная политика нашего государства, отраженная в национальном проекте «Образование» (ФП «Поддержка семей, имеющих детей», в аспекте поддержки семей с детьми способствует росту количества детей раннего возраста, испытывающих потребность в дошкольном образовании.
Реализация образовательного процесса в группах раннего возраста, кроме предоставления помещений и создания материально-технических условий, встречает проблемы, связанные с недостаточным учетом резервов раннего возраста, важности соблюдения принципа возрастосообразности, значимости ведущего вида деятельности, ценности игрового взаимодействия.
Адаптация как процесс приспособления организма к новой обстановке занимает значимое место в дошкольной педагогике. Это связано с тем, что детский сад для ребенка раннего возраста – это не только новый период в жизни ребенка, он является незнакомым пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
В сложившихся условиях актуализируются педагогические аспекты адаптации к дошкольной образовательной организации, значимым из которых выступает игровое взаимодействие как неотъемлемая часть жизни ребенка раннего возраста.
Педагогическим средством целенаправленной организации игрового взаимодействия в адаптационный период становится парциальная образовательная программа дошкольного образования, которая, по мнению А. А. Муратовой, О. Г. Тавстухи, является специализированной образовательной программой, помогающей максимально приблизить образовательный процесс к ребенку, его потребностям и интересам [4].
В работе И. Ф. Слепцовой отмечаются инновационные установки современного дошкольного детства, реализуемые в парциальных образовательных программах (индивидуализация развития, позитивная социализация, поддержка детской инициативы и творчества) и коррелирующиеся с особенностями адаптационного периода ребенка раннего возраста к детскому саду [3].
Таким образом, для результативности процесса адаптации нами была определена необходимость разработки и реализации парциальной образовательной программы «Дружная семейка», целью которой стала адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии.
Сроком реализации программы было определено 3 месяца, исходя из длительности процесса адаптации к дошкольной образовательной организации, характерной для большинства детей раннего возраста.
Цель программы: адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии.
Задачи:
- вызвать интерес ребенка к пребыванию в детском саду;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками;
- развивать культурные нормы поведения;
- формировать игровую деятельность детей;
- формировать произвольное поведение.
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:
- ребенок проявляет интерес к пребыванию в детском саду, быстро переключается от эмоций расставания с родителями к позитивному взаимодействию с воспитателем и другими детьми, к игре в игровом уголке;
- ребенок бесконфликтно общается со взрослыми и сверстниками;
- ребенок демонстрирует культурные нормы поведения;
- ребенок легко включается в индивидуальную и групповую игровую деятельность, обладает элементарными навыками игры;
- ребенок проявляет навыки произвольного поведения.
Модулями программы выступили:
- «Это мы» (тематические блоки «Это я», «Это ты», «Это мои друзья»);
- «Наши игрушки» (тематические блоки «Игрушки для группы», «Игрушки для улицы», «Ухаживаем за игрушками»);
- «Наши игры» (тематические блоки «Играю сам», «Играю с другом», «Играю с ребятами»).
Педагогическим средством реализации парциальной программы мы определили культурные практики как повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации ребенка, связанные с содержанием жизни и его взаимодействием с другими людьми.
В работе Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой культурные практики определены средством трансляции и развития культуры как совокупности достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни [2].
По мнению А. А. Муратовой, деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация [1].
Культурные практики имеют непосредственное отношение к адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду средствами игрового взаимодействия, так как связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией ребенком новых видов деятельности, основанных на индивидуальных потребностях.
Для культурных практик, выступающих средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, мы определили следующие виды: культурная практика этикета; культурная практика подвижной игры, культурная практика сюжетной игры, культурная практика режиссерской игры.
Культурные практики способствовали переосмыслению содержания развивающей предметно-пространственной среды, самостоятельной и совместной деятельности детей, нацеленность на формирование культурных умений и обогащение эмоционально-чувственного опыта, проектирование культурных событий, в которые включается ребенок, подбор объектов культурной памяти и культурного опыта.
Так, ведущей культурной практикой модуля «Это мы» стала культурная практика этикета, направленная на развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и другими детьми.
Среда группы была обогащена мобильным стендом, куда вешались фотографии детей, их родителей, домашних животных и их любимых героев мультфильмов. Детям читались стихотворения, герои которых имеют имена, с ними разучивались соответствующие песенки. Формой организации деятельности детей был круг, под круг были подобраны игры, в которых могли быть задействованы все дети. Круг обеспечивал «справедливое» расположение участников, чтобы никто не оставался сзади или обижался, чтобы дети видели друг друга. В объекты культурного опыта были включены мультипликационные фильмы «Имя» (сериал «Лунтик», «Имена» (сериал «Малышарики», «Котенок по имени Гав», «Чуня»).
Таким образом, парциальная образовательная программа может выступать средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Средством реализации парциальной образовательной программы являются культурные практики, отвечающие современным тенденциям вариативности и обеспечения возможности овладения культурными и соответствующими возрастным особенностям детей средствами и способами деятельности.
Литература
1. Муратова, А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании [Электронный ресурс]/А. А. Муратова //Мир науки. - 2019. - №3. Т. 7. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN319.pdf.
2. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет /под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с.
3. Слепцова, И. Ф. Парциальные программы дошкольного образования в контексте ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 10. – С. 4–12.
4. Тавстуха, О. Г., Муратова, А. А. Особенности проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования в современных условиях // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – № 11–4(19). – С. 95–99