Шамсутова Зульфия Равилевна
Консультация для воспитателей «Адаптация без слез»
▼ Скачать +Заказ
Шамсутова Зульфия Равилевна,
воспитатель
МДОУ «Д/С №77» г. Магнитогорска
Основным условием успешного развития ребенка является удовлетворение его физических, духовных и социальных потребностей. С поступлением в дошкольное образовательное учреждение ребёнку приходится приспосабливаться к новым для себя условиям. Меняется привычный образ жизни, особенности воспитания, режим дня и питания, общение. Это всё накладывает опечаток на общее эмоциональное состояние ребёнка, что приводит к изменению его поведения, нарушается аппетит, сон. Должно пройти время, чтобы он смог адаптироваться к новым для себя условиям.
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптация без слез“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
С. В. Паршукова выделяет три группы детей в зависимости от успешности их адаптации к условиям детского сада: высоко адаптированные, средне адаптированные, низко адаптированные. «Протекание периода адаптации у высоко адаптированных детей проходит интенсивно, в сжатые сроки, у средне адаптированных – наиболее остро, у низко адаптированных – наиболее растянуто во времени и волнообразно» [6, с. 14-16].
В процессе адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации большую роль играет эмоциональная атмосфера в течение всего дня. Утренний приём является важным этапом в настрое ребёнка на посещение детского сада, в создании у него хорошего настроения, дисциплинированности. Поэтому воспитатель и младший воспитатель должны показать ребёнку, что ему рады, что его ждали в группе, при этом большую роль играет использование художественного слова. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт с ребёнком, побудить его деятельности, создать у него хорошее настроение [5].
Дети любят участвовать в маленьких спектаклях, поэтому можно предложить им сначала присесть на корточки, как птичкам, а потом залететь в группу; или построиться паровозиком и отправиться в игровую комнату, как в маленькое путешествие.
В утренние часы нужно постоянно поддерживать интерес ребёнка. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить настольные, дидактические игры. Хорошо подходят для детей такие игрушки как машинки, паровозики, куклы. Строительный материал позволяет выполнить несложную постройку: построить башню из кубиков, заборчик для животных, ворота для машин и т. д.
Все свои действия воспитатель должен сопровождать беседой с малышом: «Какая тебе игрушка больше всего нравится? Давай её возьмём. Смотри, что я сейчас с ней буду делать. И т. д.». Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие [1].
Нужно привлекать ребё нка к трудовой деятельности: расставить игрушки, переодеть куклу, собрать кубики. Здесь нужно использовать такие приёмы как поощрения, похвалу. Это позволит создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность.
В процессе игровой деятельности с детьми хорошо использовать природный материал – это может быть песок, глина, вода, снег, камешки, палочки и т. д. Следует отметить, что данные игры требуют педагогического руководства со стороны воспитателя [3].
Во-первых, необходимо познакомить детей с правилами поведения во время игр с природными материалами:
нужно стараться не проливать воду на себя и на пол, нельзя брызгать водой на других детей;
не кидаться песком, глиной и др. ;
помочь воспитателю собрать игровой материал.
Во-вторых, подготовить необходимое игровое оборудование и создать условия для проведения данных игр.
Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Играя с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.
Игры с песком можно проводить в группе. Это обычные простые игры, не требующие особой подготовки. Например, играем, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку: «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»); «Кроказябла» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра «Узоры на песке» способствует развитию психических процессов, знакомит со свойствами песка. Воспитатель рисует на песке несложные узоры, которые ребёнок должен повторить. Далее можно игру усложнить: выложить данный узор камешками, большими пуговичками [2].
Большое удовольствие дети получают при работе с мокрым песком. Они лепят пирожки, комочки, строят сооружения из песка, украшают их камешками, цветными бусинками, ракушками.
В игре «Кап-кап-кап, дождик пошел» дети учатся сравнивать, анализировать и делать выводы. Намочив руки, оставляют капельки на песке, также можно сделать целый ручеёк, поливая из ведерочка. В процессе деятельности замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).
Отдельно можно выполнить поделку из сухого песка и из увлажненного, потом сравнить, что получилось.
В процессе игр с песком на улице с детьми раннего возраста можно устраивать строительно-сюжетные игры, в ходе которых можно строить дорогу для машин, чтобы подвозить песок и необходимые материалы к месту стройки, убирать мусор со строительной площадки. Данная игра может иметь продолжение, если в неё включать новые игрушки. Игры с песком имеют много положительных сторон. Они способствуют развитию мелкой моторики, воображения, мышления; обучают совместным играм, а также способствуют созданию радостного настроения в процессе игровой деятельности. Внешне простые действия – выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Игры с водой позволяют детям приобщиться к опытно-экспериментальной деятельности. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают – тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Этому способствуют игра «Сквозь сито», в процессе которой ребёнок льет воду из стакана в сито. Воспитатель объясняет ему, почему вода утекает.
Для игры «Вылови шарик» в таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики.
Очень просто организовать для детей игру с лейкой, устраивать дождик. Покажите, как капли падают на воду, как в пустом тазу постепенно образуется большая лужа. Расскажите детям стихотворение про дождик, спойте песенку. После такой игры можно организовать урок творчества. Нарисовать с малышами тучки и дождик.
В игре «Почему кораблики не плывут?» дети должны образовать ветер.
Воспитатель предлагает детям опустить кораблики в ванночку с водой и увидеть, что они просто так не поплывут. Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
В игре «Нырки» дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы, и игрушки выпрыгивают из воды.
Игру с водой можно совместить с театрализованной сказкой про курочку. К малышам приходит курочка. Расскажите им, что она умеет делать, как говорит, что кушает. Покормите с ребятишками птицу зернышками. Курочка в ответ на заботу принесла много яиц. Вынесите корзинку с вареными яйцами. Предложите детям потрогать их. Скажите, что они гладкие и белые по цвету. Затем налейте в таз воду и положите туда яйца. Игра заключается в том, что дети будут вылавливать их из воды руками и класть в корзинку.
Для проведения игры «Лужа» потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой. Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу. Подберите стихотворения про лужу, можно читать его малышам в процессе деятельности.
Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием – лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки – снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега – тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом, заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой) [4].
С возведением какой-либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Дети организуют совместную игру: куклы ходят друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе и в тоже время, если захочет, включиться в общую игру. Игра «Постройка домиков» (как из песка, так и из снега) может продолжаться в различных вариантах: строительство магазинов, гаражей, кинотеатра, детского сада. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (к куклам добавляются животные, птицы, машины) способствуют возникновению новых игровых замыслов, помогает объединению детей [3].
Кроме игр с песком, водой и снегом, с детьми раннего возраста проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные.
В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того, чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.
Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник» : строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника, они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.
Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.
Богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий [8].
Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно-сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по-разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве [1].
Таким образом, процесс адаптации является важным этапом в жизни детей раннего возраста. Во многом от работников дошкольной организации зависит, насколько данный процесс будет быстрым. В течение всего дня необходимо использовать разнообразную деятельность с детьми: игровую, трудовую, чтобы ребёнок постоянно был увлечён, заинтересован. Воспитатель должен использовать такие приёмы, как поощрения, похвалу, что позволит создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность.
Список литературы
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. -сост. Н. В. Соколовская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. – 188 с.
2. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.
3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103 с.
4. Волошина Т. С. Занимательные игры со снегом для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/15/zanimatelnye-igry-so-snegom-dlya-detey
5. Новосадова О. Консультация для педагогов «Организация утреннего приема детей в ДОУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-organizacija-utrenego-priema-detei-v-dou.html
6. Паршукова С. В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) : автореф. канд. дис. … психол. наук. – Ярославль, 2007.
7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 256 с.
8. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб. : ООО ИЗД-ВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128 с.