МААМ-картинки

Роль мелкой моторики в дошкольном воспитании

Славкина Людмила
Роль мелкой моторики в дошкольном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Рука – это вышедший наружу мозг человека.

И. Кант.

Ребёнок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остаётся главным на протяжении всей жизни. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Ручной труд полезное занятие для развития ребёнка, при котором формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика – важный показатель физического и нервно-психического развития. Более того, при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач- рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню развития мышления - предметно-образному, и будет оперировать не предметами, а их образами.

Публикация «Роль мелкой моторики в дошкольном воспитании» размещена в разделах

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов. Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре влажности и т. д. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан. Ощупывание учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Листая очередной раз журнал «Дошкольное воспитание», встречаешь очень много публикаций, в которых не раз затрагивается проблема развития мелкой моторики и сенсорики. Большинство педагогов приходят к выводу того, что развитие мелкой моторики и сенсорной культуры не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в общих чертах. Возможно, именно по этому непосредственная трудовая деятельность на занятиях по ручному труду и рисованию замещается беседами о прекрасном, рассматриванием иллюстраций, фотографий, чтением стихов, музыкой, что сводит время, отведённое на работу к минимуму. Поэтому, по мнению педагогов, эффективнее был бы метод многофункциональности, т. е. направленность на решение одновременно нескольких задач. В младшем дошкольном возрасте к основным умениям застёгивать и расстёгивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать обувь, завязывать шарф, дополняется завязывание и развязывание узелков; подбор крышек по величине, цвету, умение пользоваться прищепкой; задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбор колпачков фломастеров по цвету; выкладывание изображения из пуговиц, спичек (5-8шт.) из семян на пластилиновой основе. В среднем дошкольном возрасте дополняется выполнение изображения из пуговиц, спичек (8-12шт., нанизывать колечки на леску, выполнять простые поделки с помощью прищепки, путём обрывания бумаги, пользоваться ножницами, выкладывать узоры или узор из ниток, соединять скрепки и цепочки, чередуя по цвету. В старшем дошкольном возрасте дополняется выкладывание узоров из ниток разной фактуры, цвета; из пуговичек, спичек, скрепок (более12шт.) , узоры из крупы на пластилиновой основе; наматывание нити в клубок, нанизывание бисера на леску.

Немаловажную роль мелкая моторика имеет в психофизическом развитии дошкольника. Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию.

Игры-манипуляции, такие как: «Кто приехал?», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчики пошли гулять», «Моя семья», «Ладушки-ладушки»- развивают воображение, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка». Также упражнения, связанные с изображением предметов транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец и в это время произносить звуки: б-п, т-д, к-г. Метод пальчикового чтения ( каждому пальцу соответветствует звук: большой палец- согласный звук, указательный- а, средний -у, безымянный- о, мизинец- и, согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного звука не меняется, например: па, та, ма; пу,ту, му. и. т. д. сначала на пальцы надеваем красные колпачки- символы гласных звуков, затем работаем по памяти, меняя согласный звук: та,ма; ту, му; то, мо; ти, ми. и. т. д.) помогает активизировать детей, вызывает интерес к чтению, поскольку предлагается в занимательной форме. Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный-гласный, доведённое до автоматизма пальчиковым чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

Пальчиковые кинезиологические упражнения используются для развития межполушарных связей, их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко»- поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. «Кулак- ребро- ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола поочерёдно сменяя руки. Ещё можно использовать такие как «Ухо- нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».

Хорошо использовать пальчиковые упражнения с элементами массажа биологически активных зон, в данных упражнениях используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от переферии к центру). «Помоем руки горячей струйкой воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют траву». Для более эффективного самомассажа кисти используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке позволит повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а больщой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев). «Сказка»- детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый какой-либо персонаж. «Рыбки»- кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее.»

«Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди, передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог- левая рука, увидев друг -друга замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Все эти игры и упражнения позволяют превращать скучные занятия в увлекательные, способствуют развитию мелкои моторики, умственной деятельности, речи, основных психических процессов и коммуникативности.

Литература:1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. 2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. 3. Журнал «Дошкольное воспитание». 2005-2008гг.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста Текст выступления к презентации на тему «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Слайд №1 Здравствуйте! Меня.

Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и.

Консультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников»Консультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников» онсультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Мастер-класса совместно с родителями «Роль отца в развитии мелкой моторики у детей»Мастер-класса совместно с родителями «Роль отца в развитии мелкой моторики у детей» План-конспект мастер-класса совместно с родителями по теме: «Роль отца в развитии мелкой моторики у детей». Педагог-психолог ДС №169 «Лесная.

Роль предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста Роль предметно пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста. В современной дошкольной педагогике.

Родительское собрание: «Речевое развитие ребенка, роль мелкой моторики» Ход собрания. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию мелкой моторики ребёнка, примерные пословицы:.

Роль дидактической игры в развитии мелкой моторики рук Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью детей. Учеными доказано, что существует прямая связь между эмоциональным состоянием.

Роль развития мелкой моторики в реабилитационном процессе. «Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант). В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла.

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму».

Значение мелкой моторики в дошкольном возрасте Значение мелкой моторики в дошкольном возрасте Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль мелкой моторики в дошкольном воспитании
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 21:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль мелкой моторики в дошкольном воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Славкина Людмила (УИ 1392429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД