ирина письмак
Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения
по подготовке руки к письму»
Письмак Ирина Эдуардовна
воспитатель, I кв. категория,
МБДОУ № «Звездочка» г. Симферополь
Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.
Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?
Публикация «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.
Задачи упражнений и занятий на развитие мелкой моторики руки.
• развитие устойчивых навыков сохранения правильной осанки во время письма;
• организация рациональной мышечной нагрузки на кисть, предплечье и плечо;
• упражнение в формировании навыков письма, добиваясь четкости линий,
• знакомство с элементами букв,
• подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
• развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями);
• учить правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично;
• развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями;
• развивать личностные качества : волевое усилие, выполнение задачи в полном объеме, бережливость, аккуратность, терпение, трудолюбие
• развивать психические процессы:
- мышление: научить анализировать образец, воспроизводить изображение по образцу, анализировать свою работу, применять навыки анализа и синтеза учебной задачи, способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения ощущения и восприятия.
- внимание: стимулировать развитие основных свойств внимания: объема, распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости
- память: стимулировать развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.
Виды графических упражнений
Графические упражнения (по видам деятельности) :
1. Занятия:
Развитие графических навыков,
Рисование (различные виды штриховки,
Математическое развитие (графический диктант).
2. Совместная деятельность со взрослым:
Обведение по контуру, по трафарету,
обведение по шаблону
рисование по фигурным линейкам,
работа в тетрадях в клетку,
штриховка.
3. Самостоятельная деятельность:
Обведение изображения через кальку, копирку;
ведение линий внутри заданного контура,
работа в занимательных прописях,
составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с геометрическими формами,
изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.
В зависимости от возраста ребенка, проводятся следующие упражнения:
Старшая группа:
обведение контурного изображения,
обведение по трафарету,
обведение изображения через кальку, копирку;
ведение линий внутри заданного контура,
штриховка по контуру (сверху вниз, слева направо,
составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с геометрическими формами (2-4 элементы, по образцу).
Подготовительная группа:
занятия,
обведение по трафарету,
обведение по шаблону
рисование по фигурным линейкам,
работа в тетрадях в клетку,
штриховка.
работа в занимательных прописях,
составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с геометрическими формами,
изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.
Формы работы с родителями по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Наша задача - подготовка руки к письму. Как же мы можем помочь нашему ребенку одолеть этот сложный процесс? Для достижения данной цели мы привлекаем родителей, для этого мы используем разные формы работы :
- индивидуальные консультации («Формирование двигательных навыков у дошкольников», «Играя, развиваем мелкую моторику рук», «Подготовка руки к письму»);
- памятки («Как правильно научить держать ручку», «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали.»);
- папки-передвижки (наглядный материал);
- родительские собрания.
Совместно со специалистами ДОУ, мы провели следующие мероприятия:
- мастер-класс по изготовлению игр, поделок, пособий на развитие мелкой моторики рук;
- конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;
- организовали выставку нетрадиционных пособий, изготовленных своими руками;
- «Круглый стол» (в ходе родительского собрания) – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.
Таким образом, при систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а также родителей, что мы и наблюдаем в нашей группе.