Зарема Эмирвелиева
Организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
УДК: 373.2
Магистрантка 2 курса специальности
«Дошкольное образование»
Эмирвелиева Зарема Суюновна
Научн. рук. к. п. н., доц. каф. Дошкольного
образования ГБОУ ВО РК «КИПУ»
Мустафаева Зюре Исмаиловна
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Публикация «Организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Аннотация: в статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Приведены некоторые рекомендации по формированию навыков безопасного поведения в природе для детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: безопасное поведение, навыки поведения в природе, старший дошкольный возраст, формирование навыков.
Abstract : the article describes the basic organizational and pedagogical conditions of formation of safe behavior in nature at preschool children in preschool. We present some recommendations for appropriate and safe behavior in nature for preschool children.
Keywords : safe behaviors, skills, behavior in nature, preschool age, skill formation.
Постановка проблемы. Современный этап развития нашего общества характеризуется постоянно возрастающей значимостью проблем, которые связаны с безопасностью жизнедеятельности. Одним из аспектов данной напряженности является риск и чрезвычайные ситуации в природной сферах деятельности человека. Особенно этот вопрос важен в разрезе организационно-педагогических условий формирования навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ исследования по проблеме. Проблемой обеспечения безопасности жизнедеятельности и поведения детей дошкольного возраста в природе занимались многие исследователи. Проведенные анализ методической и психолого-педагогической литературы позволил выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребенка к окружающему миру – природе и поведения в ней. Такие ученные как Т. Н. Антонова, Е. А. Арнаутова, Г. Г. Зубова, Н. А. Разганова и др. занимались рассмотрением вопроса безопасного поведения в социуме, безопасностью поведения в природе – С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др.
Цель исследования: анализ степени рассмотрения проблемы формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, а также в Федеральных образовательных стандартах.
Изложение основного материала. Формирование навыков безопасного поведения в природе детей дошкольного возраста в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка дошкольного возраста к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества. Любой человек, в любом возрасте может оказаться в непростой ситуации в природе, а тем более ребенок. Следовательно, обучение детей формированию безопасности их жизни является актуальной педагогической задачей. И в решении данной задачи должны принимать участие, в первую очередь, родители, а также оказывать посильное участие педагоги, общественность, различные ведомственные структуры, которые несут ответственность за жизнь и здоровье детей.
Значимость данной проблемы вынесена на уровень государства и рассматривается в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В настоящее время вопрос формирования навыков безопасности является важной составляющей образовательной области «социально-коммуникативное развитие».
Дети дошкольного возраста находятся в том возрасте, когда формируется их личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, а также здорового образа жизни. Ребенок в силу своих физиологических особенностей не может самостоятельно определять всю меру опасности. Поэтому миссия защиты ребенка возложена на его родителей и педагогов. В связи с тем, что не всегда есть возможность находится рядом с ребенком и защищать его от негативных воздействий окружающей среды, возникает необходимость формировать у него навыки безопасного поведения в природе.
На наш взгляд, под формированием навыков безопасного поведения в природе следует понимать такой набор поведенческих действий, которые могут быстро изменяться в зависимости от изменяющейся обстановки, который позволяет сохранять комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми (детьми).
Таким образом, задача родителей и педагогов научить ребенка, осознанно и грамотно действовать в той или иной обстановке. Сформировать у дошкольников навыки самостоятельности и ответственности, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно реагировать и действовать, чтобы при опасной ситуации, ребенок четко знал, понимал, а главное умел правильно среагировать на сложившуюся обстановку с наименьшим ущербом для своего здоровья и здоровья окружающих.
Анализ исследуемой проблематики позволил выявить, что существует противоречие между необходимостью формирования навыков безопасного поведения в природе и недостаточной исследованностью теоретических и прикладных аспектов данного процесса и путей их реализации в практике педагогов с детьми старшего дошкольного возраста.
Современные дошкольники, оставшись без руководства взрослого, не способны самостоятельно организовать деятельность и наполнить её смыслом. Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут [1]. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека [2]. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
На современном этапе педагогической науки существуют многочисленные исследования в области формирования навыков безопасного поведения в природе (К. Белая, Л. Григорович, В. Зимонина, С. Мартынов и др.).
Так, Л. Григорович в своих работах предлагает педагогам и родителям принимать активное участие вместе с детками в рассматривании рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них сопереживание, эмоциональный отклик, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о неправильном поведении персонажа.
В работах В. Зимониной и К. Белой даются подробные рекомендации педагогам и родителям в форме конспектов занятий, бесед, целевых прогулок, записей игр и театрализованных представлений.
Автор С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры) [3].
Программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Вывод: таким образом, подводя итог нашего исследования, отметим, что крайне важно сформировать у ребенка дошкольного возраста навыки безопасного поведения в природе с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Не случайно педагоги многих ДОУ изыскивают возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема постоянно находится в разработке, вызывая интерес у педагогов-исследователей. Главной целью по воспитанию безопасного поведения у детей является формирование у каждого ребенка основных понятий опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Для более продуктивного освоения данной проблематики дошкольниками, по нашему мнению, необходимо использовать такие формы и методы обучения как: экскурсии; наблюдения; целевые прогулки; беседы; эксперименты; моделирование; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; часть непосредственно-образовательной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, аппликация, конструирование); досуги и развлечения; выставки; анкетирование, опросники; чтение художественной литературы; ситуативно-имитационное моделирование.
Список литературы:
1. В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская, Т. Г. Хромцева. Правила поведения в природе для дошкольников. – М. : Просвещение, 2011. – 150 с.
2. Т. П. Гарнышева. ОБЖ для дошкольников. - С-П. : Детсво-Пресс, 2013. – 200 с.
3. О. В. Чермашенцева. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 250 с.
4. Т. А. Шорыгина. «Осторожные сказки». Безопасность для малышей. - М. : - Прометей Книголюб, 2002. – 120 с.