Маргарита Филина
Партнерство педагогов и родителей в реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Партнерство педагогов и родителей в реализации ФГОС.
Аннотация:
Статья раскрывает вопрос об изменениях в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях с введением новых нормативных документов. Раскрыты основные направления вовлечения родителей в единое пространство – сотрудничество детского развития в ДОУ. Рассмотрены некоторые разделы федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Представлены инновационные формы работы с семьями воспитанников ДОУ.
Публикация «Партнерство педагогов и родителей в реализации ФГОС» размещена в разделах
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. (С. В. Глебова)[7.18]
Семья утрачивает некоторые ценности и меняет приоритет в их реализации, испытывает ослабление общественного контроля, за поведением людей, что связано с ростом урбанизации, и ослабление экономической взаимосвязи членов семьи, падение авторитета ее главы – мужчины, что связано с ростом экономической юридической самостоятельности женщин. Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Тесно связаны с этой проблемой нетвердые нравственные и идейные убеждения и пренебрежение к подлинно человеческим моральным ценностям. Влияние семьи на ребенка сильнее влияния детского сада, школы, общества в целом. Это вытекает из ряда особенностей, характерных для семьи, как, например, ее малочисленность, которая облегчает возможность непосредственного эмоционального контакта и межличностного взаимодействия. [8.39]
Первый коллектив для ребёнка это семья. Здесь ребенок должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка, двора. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Поэтому процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, но полноценным нравственное воспитание будет тогда, когда родители осознают свою ответственность.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине [4,с. 36].
Самые дорогие и авторитетные для ребё нка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. [4, c.50].
С 1 сентября 2013 г. действует закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования. [6, 15].
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Для того чтобы привлечь родителей к решению совместных задач в процессе воспитания детей, в нашей группе детского сада была разработана и применяется в практике программа «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка". Программа предусматривает решение следующих задач:
1) просвещение родителей по разным направлениям воспитания;
2) совместная деятельность родителей и детей;
3) индивидуальная работа с различными категориями семей.
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – игротеки, консультации – иллюстрации. Так же проводится работа с семьей по проведению совместной досуговой деятельности. Организовываются совместные праздники, тематические вечера с элементами игровых тренингов. Чтение литературных произведений родителями. Так например чтение сказок Джанни Родари к семейному литературному конкурсу «Сказки у которых три конца» Начиная с младшего возраста проводятся различные утренники, где не просто дети показывают чему они научились, а проводятся различные конкурсы для родителей. Даются задания родителям накануне которые они должны обдумать и подготовиться к ним. Мероприятия к праздникам такие как «День матери», «Веселые старты», Мастер - классы на которых предусматривается совместная деятельность детей и родителей. Проводился семинар – практикум на тему «Играйте вместе с детьми» С помощью которого пытались создать положительный, благоприятный климат, обеспечивающий сближение, взаимопонимание детей и взрослых. Проходила неделя «Семейного театра» на которой семьи совместно с детьми объединялись, подготавливали сказку, атрибуты и обыгрывали ее в группе. Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.
Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями - принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями отсутствует категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Открытость - возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. [12.28]
Всей своей работой педагогам необходимо разъяснять родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно -образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. [11.12]
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и родителей. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Список использованной литературы:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80
3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. - М. : Просвещение,
1979. – 534с.
4. Е. Ю. Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ.
Волгоград: Учитель. 2007г
5. Журнал «Начальная школа» №4, 2002г.
6. Проект «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования»
7. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
8. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.
9. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
10. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
11. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей.
12. Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей? // Воспитание дошкольников. -