Ирина Менгель
Статья «Советы по воспитанию детей от К. Д. Ушинского и других классиков отечественной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для педагогического журнала «Советы по воспитанию детей от К. Д. Ушинского и других классиков отечественной педагогики».
Проблемы современных родителей и детей, всегда были, есть и будут, но как с ними бороться и решать знают немногие. Для этого есть достаточно много источников информации, но проблема в том, что рекомендации данных источников либо неэффективны, либо родители не проявляют желания применять их на практике.
Публикация «Статья „Советы по воспитанию детей от К, Д, Ушинского и других классиков отечественной педагогики“» размещена в разделах
В современных семьях взаимоотношения между родителями и детьми зачастую выстраиваются по демократическому принципу, однако некоторые семьи до сих пор придерживаются авторитарного типа воспитания, при котором воля ребенка находится в руках родителей. Так или иначе, оба подхода не способны предотвратить проблем, поджидающих каждого родителя на определенных этапах жизни.
При ближайшем рассмотрении данной ситуации, очевидно, что перед родителями стоит сложный выбор – КАК ВОСПИТЫВАТЬ своего ребенка?
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь.
В данном случае для родителей есть выход из сложившейся ситуации – обратиться к классикам педагогики, проанализировать их труды, почерпнуть для себя что-то важное, что-то истинное, проверенное временем и тысячами семей. Опыт отечественной педагогики один из самых лучших и полных в истории образования и воспитания всего мира. Известнейшие педагоги – К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и многие другие представили свои научные труды о том, как прожить детство вместе со своим ребенком и вырастить достойного гражданина совей страны.
Обратите внимание на слова В. Г. Белинского: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется – пустотою же; выгоните одну, явится другая». Вот она – самая главная истина в воспитании ребенка. Необходимо любить ребенка и наполнять радостью семейного счастья сердце и разум ребенка. Ведь нет ничего страшнее, чем пустой внутри ребенок: не способный чувствовать, сопереживать и искренне радоваться.
Очень частая ошибка современных родителей это то, что они «перелюбили» свое чадо, вырастили эгоиста. А. С. Макаренко говорит об этой проблеме следующее: «Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет полной человеческой гражданской жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, - это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая». Молодым родителям не следует отдавать себя без остатка своему ребенку. Работа, увлечения и общественная жизнь родителей должна быть ярким примером в глазах детей. Слова А. С. Макаренко подтверждает В. А. Сухомлинский. В результате проведенных им экспериментов и исследований, он сделал вывод: «Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда». В результате можно вырастить социально неадаптированного человека, который привык к тому, что все его проблемы решают родители, потакая каждому его желанию.
Видно, что воспитание ребенка, не такая уж и легкая задача. У некоторых родителей просто не хватает знаний для комфортного развития детей. Несмотря на то, что большинство родителей имеют среднее, среднее специальное или высшее образование, они не стремятся самостоятельно повышать свой уровень правовой, педагогической и психологической культуры. Родители не всегда осознают, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает множество проблем со здоровьем и развитием. Зачастую они забывают о том, что есть очень хороший помощник – детский сад.
Очевидно, что нужны новые формы взаимодействия семейного и общественного воспитания. Решение проблемы дошкольного детства, поиск современных форм помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста – веление времени. Одно из решений, это возрождение лучших традиций прошлого, можно сказать «классической системы» дошкольной педагогики и психологии. Исключение заорганизованности, диктата в работе с семьей, закрытости детского учреждения. Все лучшее, что было в прошлом, следует соединить с современными технологиями и разработками в области дошкольного возраста.
Следует обратить внимание на результаты исследований, проведенных на территории России о том, кого родители считают более ответственным за воспитание ребенка – себя или ДОУ. Значительная часть родителей (58%) полагает, что педагоги и психологи могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь сами родители. 25% - что родители и сотрудники ДОУ в равной степени отвечают за воспитание детей. Остальные хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании ребенка взяли на себя педагоги – ведь это их профессия. Эти данные показали, что родители не склонны делегировать ответственность за воспитание своих детей. А ведь это и есть основная задача ДОУ – сблизить детей и родителей, научить их любить и воспитывать друг друга.
В заключении можно сказать - подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко, «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.