Галина Юрова
Статья «Маленькие мамы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькие «мамы» в детском саду»
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения с каждым годом становится всё более актуальной. Поэтому наша задача помочь дошкольникам в дальнейшем найти свое место в этом сложном мире. А это значит – сделать так, чтобы они вошли во взрослый мир подготовленными, уверенными в себе, нравственно закаленными и воспитанными.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности и воспитание должно строиться так, чтобы нравственные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений в обществе.
Публикация «Статья „Маленькие мамы“» размещена в разделах
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:
Воспитание культуры поведения
Гуманное отношение между детьми разного возраста и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.)
Развивать в мальчиках и девочках черты, свойственные их полу (у девочек – скромность, заботу о других, материнские чувства; у мальчиков – стремление помочь девочкам, проявлять заботу и уважение)
Обогащение самостоятельного личностного опыта дошкольников
Содействовать развитию человека как личности, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь
Ценным условием нравственного воспитания в развитии взаимоотношений между детьми является общение старших девочек с малышами.
В старину малыши с двух - трехлетнего возраста играли со сверстниками на деревенской улице под надзором старших девочек, называвшихся в русской деревне пестуньями, няньками. Пестуньи организовывали игры своих подопечных, опираясь на собственную фантазию или пользуясь запасом игр, известных в деревне, передававшихся от одной няньки к другой часто на протяжении многих столетий.
Малыши обычно нравятся шести – семилетним девочкам, они привлекают их своим внешним видом, доверчивостью, отношением к ним, как к старшим.
Хотелось, чтобы педагоги детского сада помогли подрастающим девочкам приобщить их к духовным пластам материнского труда, вызвали и развили потребность в нем.
С младшего дошкольного возраста важно формировать у девочек способность к сопереживанию, умение отзываться на горе, радость других людей, приучать к помощи, проявлению заботы о более младших и старших. Наиболее наглядно это происходит в сфере игровой деятельности, совместных занятиях и праздниках.
В детском саду старшие девочки всегда с интересом и заботой ухаживают за малышами: помогают одевать на прогулку, участвуют в играх малышей, особенно им нравиться быть мамами в сюжетно-ролевой игре «Семья», обучать малышей бытовым навыкам, рассказывать и показывать сказки, а на прогулке с удовольствием играть в песочнице.
Одной из форм воспитания девочек старшего возраста («маленьких мам») является совместная организованная деятельность младших и старших дошкольниках в режиме дня ДОУ. Например, на занятиях по физической культуре, в совместных подвижных играх девочки старшего дошкольного возраста узнают о некоторых физиологических особенностях малышей (они быстро устают, не умеют ещё хорошо бегать, прыгать, что им многому нужно учиться) и как старшие девочки могут им в этом помочь.
Малыши, подражая старшим девочкам и под их влиянием, скорее усваивают основные виды движений, приобретают некоторые необходимые человеку навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Совместные игры и занятия не только помогают эмоциональному сближение старших и младших детей, но и способствуют улучшению состояния здоровья, умственному и нравственному их развитию, умению самостоятельно организовывать простейшие игровые ситуации, игры и упражнения с малышами, друг с другом, быстрее происходит период адаптации к новым условиям.
Такая совместная деятельность способствуют толерантному воспитанию, так не хватающему подрастающему поколению в нашем современном мире.
В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности. Поэтому постарайтесь использовать этот прием для укрепления и развития нравственных отношений между девочками старшего и детьми младшего дошкольного возраста в совместных видах детской деятельности. Ведь детский сад сегодня – это модель будущего общества и во многом от нас зависит, каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, которые зависят от социально-культурного потенциала, который закладывается нами взрослыми еще в дошкольном возрасте!
Старший воспитатель ГБДОУ №51 Колпинского района Санкт-Петербурга Юрова Г. Ф.