Елена Мытарева
Повышение стресоустойчивости у работников общеобразовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые о проблемах связанных со стрессами заговорили исследователи еще в 19 веке, В. Вундт создатель первой практической лаборатории в Европе провел ряд исследований на темы связанные со стрессами и вызывающими их стрессогенами.
Профессия учитель - связана с интенсивным общением, рано или поздно появляются такие симптомы как: постоянная усталость, заниженный уровень самооценки, жалобы на здоровье, пропадает чувства юмора, наблюдается упадок сил. Способность преодолевать данное состояние является такой характеристикой как стрессоустойчивость.
Публикация «Повышение стресоустойчивости у работников общеобразовательных учреждений» размещена в разделах
В имеющейся методической литературе можно найти такое определение: стрессоустойчивость - определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Стресс у педагога может появиться по ряду причин:
1. Нахождение в помещении (классе) с повышенным шумом;
2. Работа с различными социальными группами предполагает концентрацию внимания в течении всего рабочего времени;
3. Необходимость в повышении квалификации;
4. Размер заработной платы
Стресс, имеющий небольшую силу не оказывает разрушительного влияния на человека и его профессиональную деятельность, а иногда даже оказывает стимулирующее действие. В своем исследовании А. А. Баранов говорит о том, что трудности вызывающие стрессовые ситуации зачастую оказывают позитивной влияние на учителей которые являются профессионалами в своем деле, и напротив оказывают негативное воздействие на педагогов низкого профессионального уровня. Исследователь говорит о том, что уровень стресса напрямую зависит от его профессиональных качеств.
С. В. Субботин в своих трудах говорит о том, что устойчивость педагога общеобразовательного учреждения к стрессу является существенной составляющей его характеристики, определяющей не только его развитие, но оказывающее влияние на его социальное окружение. Так учащиеся, занимающиеся с учителями имеющими повышенную стрессоустойчивость охарактеризованы как доброжелательные, эмоционально устойчивые, более расслабленные и беспечные. Ученики работающие с учителем неустойчивым к психическому стрессу, характеризуются эмоционально неустойчивыми, холодными, с повышенной напряженностью.
По степени стрессоустойчивости педагоги делятся на следующие группы:
- Стрессоустойчивые – способные к изменению ситуации не в их пользу;
- Стрессонеустойчивые – люди которые различные изменения застают врасплох, и приводит к стрессу;
- Стрессотренируемые - люди готовы к изменениям, но адаптироваться к окружающей обстановке будут постепенно;
- Стрессотормозные – эти люди под воздействием внешней среды меняться не станут, так как имеют собственное мировоззрение.
Существует множество тестов для определения уровня стрессоустойчивости у педагогов, наиболее распространенный приведем ниже:
Раздражает ли вас:
1. Смятая страница книги и журнала, которую вы хотите прочитать?
2. Небрежно одетые дети?
3. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?
4. Женщина, курящая на улице?
5. Человек, кашляющий в вашу сторону?
6. Когда кто-то грызет ногти?
7. Когда кто-то смеется в невпопад?
8. Когда кто-то учит вас, что делать?
9. Когда кто-то опаздывает?
10. Вы смотрите фильм и его комментируют?
11. Когда в поезде вам мешают отдыхать?
12. Когда дарят вам не нужные вещи?
13. Пересказывают содержание книги, а вы ее хотели прочитать?
14. Слишком сильный запах духов?
15. Коллега, слишком жестикулирующий во время разговора?
16. Когда коллега, употребляет иностранные слова?
В зависимости от того каковы были ответы тестируемого педагога можно определить уровень его стрессоустойчивости. Определив уровень учителя дадим несколько советов по снятию стрессового напряжения после работы :
Запахи – сильнейший инструмент влияния на тело и психику человека. Для снятия стресса можно использовать масла аниса, апельсина, лаванды, ванили. Очень хорошо успокаивают запахи бергамота, душицы, лимона, мяты.
Музыка – издревле известна огромная сила, с которой могут влиять на сознание и подсознание людей различные формы звукового воздействия.
Книги – чтение духовных и вдохновляющих книг удивительным образом меняет не только мысли, но и мировоззрение человека в целом. Сделайте чтение подобной литературы частью вечернего ритуала, и эта небольшая привычка может коренным образом изменить всю вашу жизнь. Чтение книг о стрессе также поможет вам в сохранении жизненного равновесия.
Телевидение – очень полезно посмотреть любимые кинокомедии или мелодрамы прошлых лет. Отличным образом на подсознание и детей, и взрослых действуют также мультипликационные фильмы советского времени.
Посещение косметолога, парикмахера, массажиста – эти мероприятия – лучшее лекарство от депрессии. Подстригитесь, поменяйте цвет волос, порадуйте свое лицо омолаживающей, антистрессовой маской, насладитесь расслабляющем эффектом общеукрепляющего массажа, и многие проблемы явно уменьшатся в размерах.
Формируя привычку снимать стресс одним из вышеуказанных способов, учитель стает как бы наблюдателем в отношении старой системы ценностей и формирования новых путем осмысления опыта, принимая собственные решения, достигая определенных результатов.
Используемая лтература.
1. Абаков В. А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб. Речь, 2004.
2. Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора. Психологический журнал. 2007. №4. С. 25-28
3. Бодров В. А. Психологический стресс : развитие и преодоление. – М. : ПЕР-СЭ, 2006
4. Воробьева М. А. Эмоциональное выгорание педагогов. Диагностика. Профилактика: учеб. - метод. М. А. Воробьева. – Екатеринбург: УрГИ, 2006 г.
5. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб. : Питер, 2004.
6. Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Стресс-менеджмент. СПб. : Питер, 2012.
7. Коноваленко М. Ю. Стресс в работе педагога : техники самопомощи. Директор школы. - 2011.- №8.
8. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс. Школьный психолог. 2006.
9. Селье Ганс. Что такое стресс. //Психология мотивации и эмоций Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – М. 2002.
10. Фонтана Д. Как справиться со стрессом : пер. с англ. — М. : Педагогика — Пресс,